Термины

Пути повышения конкурентоспособности логистических услуг. Логистика как фактор повышения конкурентоспособности. Логистический менеджмент и концепция полезности Логистический подход к повышению конкурентоспособности

В связи со становлением рыночных отношений в последние годы в России логистика стала широко применяться и распространяться. Это объясняется теми значительными результатами, которые были получены, благодаря применению логистического подхода в экономике развитых капиталистических стран. Логистика стала инструментом бизнеса таких известных корпораций как IBM, Proctor & Gamble, General Motors, Ford Motors, Johnson & Johnson и многие другие.

Деятельность предприятий и организаций в области логистики для достижения конкурентных преимуществ складывается из общеизвестных "семи правил" логистики. Логистическая деятельность должна носить интеграционный характер, иначе достижение этих правил невозможно. Необходима интеграция всех субъектов участвующих в логистической цепочке в логистическую систему. Западными учеными и специалистами было разработано множество логистических концепций, успешно применяемых на многих известных предприятиях и корпорациях, которые дали значительные конкурентные преимущества выпускаемым ими товарам и позволили стать предприятиям ведущими в своей отрасли производства. Приведем некоторые из них в качестве примеров.

Первая рассматриваемая концепция - "Justintime".Эта концепция является наиболее широко распространенной. Ее появление относится к концу 50-х годов, когда японская компания "Тойота Моторс", а затем и другие автомобилестроительные фирмы Японии начали активно внедрять систему KONBAN. Лозунгом концепции является потенциальное исключение запасов материалов, компонентов и полуфабрикатов в производственном процессе. Исходной постановкой было то, что если производственное расписание задано, то можно так организовать процесс, что все материалы и полуфабрикаты будут поступать в нужном количестве, в нужное место и точно к назначенному сроку для производства или сборки готовой продукции. Для этого нужна оперативная передача данных между подразделения и координация поставщиков деталей. Применение данной концепции позволяет значительно улучшить качество выпускаемой продукции, снизить себестоимость производства, практически сократить страховые запасы, ускорить оборачиваемость оборотного капитала фирмы.

Рассмотрим так же макрологистическую концепцию "Leanproduction". Сущность данного подхода выражается в творческом сплаве следующих компонентов: высокого качества, маленьких размеров производственных партий, низких уровней запасов, высококвалифицированного персонала и гибкого оборудования. Эта концепция получила свое название "тощее производство", потому что требует гораздо меньше ресурсов, чем массовое производство - меньше запасов, меньше времени на производство единицы продукции, меньше потерь от брака, потому что сведены до минимума производственные партии и производственное время.

Следующая концепция - "Requirements / resource planning". На данной концепции основаны такие логистические системы в производстве и снабжении, как MRP I / MRP II - "Materials /manufacturin grequirements / resource planning" (системы планирования потребностей в материалах / производственного планирования потребностей ресурсов), и в дистрибьюции - DRP I / DRP II - "Distribution requirements / resource planning" (система планирования распределения продукции / ресурсов). Основными целями MRP являются удовлетворение производства в ресурсах, поддержание низкого уровня запасов, планирование производственных операций. В процессе реализации этих целей MRP система обеспечивает приток планового количества материальных ресурсов и запасов продукции за время, используемое для планирования. Система MRP начинает свою работу с определения, сколько и в какие сроки необходимо произвести конечной продукции. Затем система определяет время и необходимые количества материальных ресурсов для удовлетворения потребностей производственного расписания MRP II является эффективной плановой техникой, позволяющей проводить логистическую концепцию интеграции функциональных сфер бизнеса при управлении материальными потоками. Преимущества MRP I перед MRP II системами являются лучшее удовлетворение потребительского спроса путем сокращения продолжительности производственных циклов, лучшей организации поставок, более быстрой реакции на изменения спроса. Система DRP имеет такой же принцип работы, что и MRP, но в каналах дистрибьюции готовой продукции. Система DRP сложнее, так как базируется на потребительском спросе, который не контролируется фирмой. Система планирует и регулирует уровни запасов на базах и складах фирмы в собственной товаропроизводящей сети сбыта или у оптовых торговых посредников.

Следующая концепция - "Quick response" (QR)-переводится как метод быстрого реагирования, представляет собой логистическую координацию между ритейлерами и оптовиками, с целью улучшения продвижения готовой продукции в их дистрибьютивных сетях в ответ на дополнительное изменение спроса. Реализация этих концепций осуществляется путем мониторинга продаж в розничной торговле и передачи информации об объемах продаж по специфицированной номенклатуре и ассортименту оптовикам, и от них - производителям готовой продукции. Применение концепции QR позволяет уменьшить запасы готовой продукции до требуемого уровня, но не ниже величины, позволяющей быстро удовлетворить потребительский спрос, и в то же время значительно повысить оборачиваемость запасов.

Рассмотрим также "Continuous replenishment" (CR), которая является модификацией QR. Целью СR является установление эффективного плана, направленного на пополнение запасов готовой продукции у ритейлеров. Рассчитывается необходимая суммарная потребность в количестве и ассортименте товара. Затем достигается соглашения между поставщиками, оптовиками и ритейлерами на пополнение их запасов готовой продукции путем подписания обязательства по закупкам. Для эффективной работы этой концепции необходимо выполнение двух пунктов: обеспечение достоверной информацией от ритейлеров и соответствие размеров грузовых поставок максимальной вместительности транспортных средств.

Последняя концепция "Automatic replenishment"является улучшенным вариантом концепций QRи СК. Стратегия данного метода обеспечивает поставщиков готовой продукции необходимым набором правил для принятия решений по товарным атрибутам и категориям. Путем применения данной концепции поставщик может удовлетворить потребности ритейлеров в товарной категории за счет устранения необходимости отслеживания единичных продаж и уровней запасов для товаров быстрой реализации. Эта стратегия также позволяет уменьшить затраты ритейлеров, связанные с распределением запасов и обеспечением надежности их пополнения.

Страница 14 из 26

Логистическое управление как источник повышения конкурентоспособности

Уже отмечалось, что в общем смысле источником экономического эффекта и повышения конкурентоспособности фирмы является сокращение объемов различного рода запасов и умень­шение времени цикла экономической деятельности. Этим не только уменьшаются объемы капи­тала, омертвленного в виде запасов, но и повышаются темпы оборачиваемости капиталов, что увеличивает прибыль за тот или иной период времени. Таким путем можно также достичь и каче­ственного скачкообразного увеличения объема получаемой прибыли. Это объясняется тем, что сокращение сроков выявления потребностей или удовлетворения заказов позволяет резко расши­рить круг привлекаемой клиентуры, занять новые рынки, а затем диктовать свою ценовую и техническую политику.

Количественный эффект от применения логистики может быть оценен в рамках категории экономических компромиссов. Эти компромиссы имеют место при согласовании интересов отдельных функциональных подразделений. Такие компромиссы следует рассматривать как способ повышения общей прибыли фирмы. Принято разделять логистические решения в области экономических компромиссов, касающиеся проблем поставки, производства и распределения, на три уровня: стратегический , организационный и оперативный .

Стратегические логистические решения принимаются на длительный срок. Этот срок обычно превышает три года. Примером такого рода решений является выбор поставщиков. Характер отношений с поставщиками обычно оформляется и закрепляется соответствующими договорами. Договора же на поставку с солидными контрагентами целесообразно заключать на длительный срок.

Организационные логистические решения принимаются на срок от одного до трех лет. Ими определяются организация производственного процесса и рыночных отношений производителя с поставщиками и потребителями. Примером организационных логистических решений являются выбор способа отгрузки, вида транспорта и уровня сервисного обслуживания потребителей.

Оперативные логистические решения действуют и должны быть реализованы в течение короткого срока, не превышающего одного года. Примером оперативных логистических решений может служить выбор размеров партии разовой поставки, маршрута следования, сроков выпол­нения поставок, способов идентификации тары и т.п.

Пример расчета объема поставки качественно иллюстрируется графиками, приведенными на рис. 16.

Рис. 16. Зависимость затрат от разового объема поставки

На горизонтальной оси этого графика откладывается величина партии поставки V (Volume), а на вертикальной оси – соответствующие затраты Е (Expenditure).

Очевидно, что затраты на хранение можно принять прямо пропорциональными размеру партии поставок, что на рис. 16 изображается прямой б .

Затраты на транспортировку транспортной единицы, наоборот, падают с ростом размера партии поставок, что на рис. 16 изображается кривой в .

Общие затраты на транспортировку и хранение определяются суммированием ординат графи­ков б и в . На этом рисунке общие затраты изображаются кривой а, полученной указанным спосо­бом. Отметим, что абсцисса минимума этой кривой может и не совпадать с абсциссой точки пере­сечения прямой б с кривой в .

Расчет положения этого минимума для различных потоков даст возможность принимать обоснованные решения о целесообразном уровне запасов, создаваемых на пути движения этих материальных потоков.

Затраты на создание и поддержание материальных запасов , помимо омертвления капитала и расходов на содержание специальных складских помещений, включают в себя расходы на оплату специально обученного персонала и оплату риска порчи и хищения.

Известно, что запасы относятся к числу наиболее дорогих активов у многих (если не боль­шинства) фирм. Стоимость материальных запасов различного вида может достигать 40% от общей величины капитала, вложенного в фирму. Тем не менее при организации материальных потоков, независимо от способа управления ими, с использованием концепции логистики или без нее, создание материальных запасов является обязательным.

Если создание и поддержание материальных запасов требует непосредственных расходов, то отсутствие запасов приводит к косвенным расходам, которые в свое время проявятся в виде тех или иных потерь. Эти потери связаны, во-первых, с возможными задержками производственного процесса вследствие пиковых или непредвиденных нагрузок, во-вторых, создаются в результате возможного отсутствия на складе требуемого изделия при возникновении спроса на него и,
в-третьих, являются результатом переплачивания, происходящего вследствие того, что мелкие партии поставляемого сырья, материалов и комплектующих приходится покупать по мелкооп­товой, то есть более высокой цене. Таким образом, для материальных запасов в каждом матери­альном потоке и в каждой логистической цепи имеется свое экстремальное значение. Доведение допустимого значения этого экстремума до нуля (то есть работа без материальных запасов) возможно при использовании так называемого принципа «точно вовремя » (just in time). Реали­зация этого принципа при логистическом управлении возможна. Более подробно этот вопрос будет рассмотрен в дальнейшем.

Оценка повышения конкурентоспособности фирм в результате введения управления на базе принципов логистики требует калькуляции издержек и их связи с последствиями логистических решений. Напрямую это сделать трудно – так же трудно, как количественно оценить непосред­ственный эффект от установки множества телефонных аппаратов в офисе фирмы. Однако телефо­низация офисов является хотя и затратным, но современным и потенциально эффективным меро­приятием, на которое идут без каких бы то ни было сомнений.

Соображения, по которым оценивается влияние логистики на конкурентоспособность фирм, для разных товаров являются различными.

Так, для большей части продовольственных товаров эффективность и необходимость поставки того или иного вида продукции определяется в результате маркетинговых исследований. Вопросы оптимизации распределения и своевременность доставки товаров к потребителям успешно решаются в рамках концепции логистики, и ее применение оказывается оправданным.

Другим характерным видом продукции являются так называемые инвестиционные товары . Эти товары необходимы потребителю для выполнения таких его собственных новых проектов, как строительство, выпуск неповторяющихся сложных изделий (например, специальных объектов космической техники, создание собственных производств). В этих случаях первостепенным фактором в конкурентоспособности оказывается надежность доставки требуемой продукции требуемого качества в нужное место в согласованные сроки и в согласованном количестве.

Следующим видом продукции, требующим отдельного рассмотрения, являются товары длительного пользования . Как правило, подобные товары всегда имеются в каналах распреде­ления. Надежность поставки в обусловленные сроки не является здесь определяющим фактором. По этим же причинам не являются критическими величины запасов таких товаров. Поэтому маркетинговые исследования и их результаты не могут оказать решающего воздействия на конку­рентоспособность подобных товаров. Решающее значение здесь приобретает логистическое управление материальными потоками не на выходе, а на входе производственного процесса, а также по ходу этого производственного процесса. Таким образом достигается снижение производ­ственных издержек и снижение себестоимости производства.

Наконец, еще одним видом товаров, которые с точки зрения эффективности логистики должны рассматриваться отдельно, являются комплектующие для налаженного производства . Примерами такого рода являются промышленные компоненты, а также применяемые в строитель­стве отделочные материалы. Товары такого рода поставляются с целью удовлетворения специфи­ческих требований потребителей, поэтому затраты на их разработку могут оказаться достаточно высокими. Однако круг потребителей подобных товаров обычно бывает достаточно широким, а сами эти потребители в большинстве случаев являются постоянными и обеспечивают долговре­менный спрос. В данном случае превалирующее значение принимает такое свойство логисти­ческого управления, как обеспечение надежности поставок в нужном количестве в требуемое время.

Влияние тех или иных свойств логистического управления на конкурентоспособность при производстве и поставке различных видов продукции показано на рис. 17.

Рис. 17. Влияние логистики на повышение
конкурентоспособности различных товаров

Таким образом, логистика, как совокупность методов и средств, позволяющих рационально управлять материальными и связанными с ними информационными потоками, способна сама по себе повысить конкурентоспособность применяющей ее фирмы при наличии следующих четырех условий .

1. Потенциальные рынки товаров являются многочисленными.

2. Тенденцией, превалирующей на этих рынках, является снижение разнообразия номенкла­туры требующихся товаров.

3. Стратегия фирмы может быть быстро изменена радикальным образом.

Концепция логистики открывает для фирмы следующие пути повышения конкурентоспо­собности :

  • изменение сегментации рынка;
  • расширение круга клиентуры;
  • изменения в рыночных требованиях;
  • изменения ситуации в окружающей экономической среде;
  • снижение себестоимости производимой и поставляемой продукции;
  • повышение качества выпускаемой продукции и/или приведение его в соответствие с требо­ваниями потребителей;
  • возможность маневрирования в области технической, ценовой, закупочной и распреде­лительной политики.

Важно отметить, что в литературе обращается внимание на характерную особенность влияния использования логистики с целью повышения конкурентоспособности фирмы. Дело в том, что такое повышение конкурентоспособности не происходит мгновенно и не является разовым или однократным. Это повышение представляет собой растянутый во времени процесс, не обязательно являющийся монотонным, то есть повышение конкурентоспособности чередуется с ее снижением. Этот процесс проходит, как минимум, две стадии .

На первой стадии фирма, применяющая логистику, завоевывает новые позиции на рынке благодаря предложению новых услуг и повышению качества предлагаемой продукции и сопрово­ждающих ее услуг. Однако со временем и конкурирующие фирмы начинают предлагать то же самое, и этот фактор перестает действовать. Примеры такого рода весьма характерны и широко известны. Такова, например, история появления автомобилей различной окраски вместо традици­онного однотонного черного цвета или автомобилей со встроенным радиоприемником.

Поэтому наступает вторая стадия конкурентной борьбы, когда за счет применения логи­стики превалирующими факторами становятся снижение издержек производства и, соответственно, уменьшение себестоимости продукции.



Оглавление
Логистическая система управления ресурсами на предприятии.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Определение, основные понятия и задачи логистики
Исторические предпосылки и этапы развития логистики

Предприятия

Итак, проходя через производственные, транспортные и другие звенья цепи от начального источника к конечному потребителю, материальный поток, подобно снежному кому, увеличивается, причем увеличивается в стоимости. Исследования, которые проводились в Великобритании, показали, что более 70% стоимости продукта, прошедшего весь путь и попавшего уже к конечному потребителю, «составляют расходы, связанные с хранением, транспортировкой, упаковкой и другими операциями, обеспечивающими продвижение материального потока».

В сферах производства и обращения применение логистики позволяет:

Снизить запасы на всем пути движения материального потока;

Сократить время прохождения товаров по логистической цепи;

Снизить транспортные расходы;

Сократить затраты ручного труда и расходы на операции с грузом.

Здесь же приводятся данные Европейской промышленной ассоциации и промышленной ассоциации США, которые указывают на то, что «сквозной мониторинг материального потока обеспечивает сокращение материальных запасов на 30-70%. Сокращение запасов происходит за счет согласованности действий участников логистических процессов, повышения надежности поставок, рациональности распределения запасов.

По данным, приведенным в от двух до пяти процентов в общих затратах времени, отводимых на складирование, производственные операции и доставку, составляют затраты времени на собственное производство. Таким образом, свыше 95% времени оборота приходится на логистические операции. Поэтому логистика рассматривается в качестве фактора повышения конкурентоспособности фирм. В связи с этим становятся актуальными задачи нахождения способа контроля издержек и показателей, наиболее корректно отражающих связь логистики с основными экономическими и финансовыми индикаторами фирм.

Чтобы определить количественные параметры последствий логистических решений, необходимы некоторые условия, а именно:

Наличие хорошо отлаженной учетно-информационной системы;



Проведение комплексного анализа расходов и доходов структурных подразделений фирм и всех участников логистической цепи, основанного на применении принципа «миссий» и единой методологии исчисления издержек;

Определение доли прибыли от логистической деятельности в общей прибыли фирм.

Зарубежная литература, имеющая отношение к экономике, подчеркивает, что фирмы, которые принимают логистическую концепцию и строят свою стратегию на ее основе, имеют лучший показатель, отражающий отношение прибыли, полученной от продажи товаров или услуг, к инвестированному капиталу.

Логистика влияет на расходы, связанные с продажей товаров. К таким расходам относят издержки по выполнению заказов, которые включают затраты на их обработку, перевозку, складирование грузов, управление запасами, а также на упаковку грузов, обеспечение рынка и потребителей запасными частями, послепродажный сервис и другая подобная деятельность. Логистика также влияет на улучшение положения фирм на рынке, из чего следует увеличение их доли на нем.

Логистика влияет на инвестиционный капитал через основные элементы активов и пассивов баланса фирм и предприятий. Так как в наше время многие фирмы сталкиваются с дефицитом наличности, «такие элементы, как «наличность и счета дебиторов» являются решающими, с точки зрения ликвидности фирмы», и являются наиболее важными .

Поскольку логистика влияет на оборотный капитал через сокращение запасов (это запасы сырья, полуфабрикатов, комплектующих и готовых изделий), то, следовательно, логистическое управление зависит от политики предприятия в отношении уровней запасов, степени контроля и управления этими уровнями. Одновременно, от политики по закупке сырья и материалов, непосредственно связанных со счетами кредиторов, оказывается влияние на их оборотный капитал. Следовательно, интеграция управления закупками и управления производством – это составная часть логистической стратегии предприятия, которая в конечном итоге позволяет получить значительный экономический эффект. Как показали исследования, на предприятиях и фирмах, где постадийное расходование запасов соответствует плановым потребностям производства в сырье и материалах, производственные затраты снижаются, а степень использования инвестированного капитала повышается.

Аренда складов, транспортных средств и других элементов логистической системы является для арендатора текущими расходами. Замена основного капитала на текущие расходы достигается привлечением третьих фирм к выполнению операций по складированию и перевозкам вместо приобретения собственных средств для их осуществления.

Исследования, выполненные в сфере логистики для широкого диапазона рынков (от рынков продовольственных товаров до капиталоемкой продукции), показали, что фирмы-продуценты и посредники располагают достаточно широкими возможностями для создания предпочтительных условий потребителям. Эти возможности могут быть реализованы лишь в том случае, если функционирование логистики в полном объеме ориентировано на рынок.

Вышеизложенное позволяет утверждать, что цель логистики выходит за рамки сокращения издержек и увеличения прибыли. Поэтому на данном этапе концепция конкурентоспособности фирмы заключается в получении конкурентного преимущества за счет предложения дополнительных услуг и повышения их качества. В дальнейшем, по мере применения данной концепции большинством фирм, снижение издержек вновь может оказаться первоочередным делом, но уже на другой основе. Следовательно, повышение конкурентоспособности фирм за счет логистики – процесс непрерывный и адаптивный.

Итак, проходя через производственные, транспортные и другие звенья цепи от начального источника к конечному потребителю, материальный поток, подобно снежному кому, увеличивается, причем увеличивается в стоимости. Исследования, которые проводились в Великобритании, показали, что более 70% стоимости продукта, прошедшего весь путь и попавшего уже к конечному потребителю, «составляют расходы, связанные с хранением, транспортировкой, упаковкой и другими операциями, обеспечивающими продвижение материального потока».

В сферах производства и обращения применение логистики позволяет:
- снизить запасы на всем пути движения материального потока;
- сократить время прохождения товаров по логистической цепи;
- снизить транспортные расходы;
- сократить затраты ручного труда и расходы на операции с грузом.

Здесь же приводятся данные Европейской промышленной ассоциации и промышленной ассоциации США, которые указывают на то, что «сквозной мониторинг материального потока обеспечивает сокращение материальных запасов на 30-70%. Сокращение запасов происходит за счет согласованности действий участников логистических процессов, повышения надежности поставок, рациональности распределения запасов.

По данным, приведенным в от двух до пяти процентов в общих затратах времени, отводимых на складирование, производственные операции и доставку, составляют затраты времени на собственное производство. Таким образом, свыше 95% времени оборота приходится на логистические операции. Поэтому логистика рассматривается в качестве фактора повышения конкурентоспособности фирм. В связи с этим становятся актуальными задачи нахождения способа контроля издержек и показателей, наиболее корректно отражающих связь логистики с основными экономическими и финансовыми индикаторами фирм.

Чтобы определить количественные параметры последствий логистических решений, необходимы некоторые условия, а именно:
- наличие хорошо отлаженной учетно-информационной системы;
- проведение комплексного анализа расходов и доходов структурных подразделений фирм и всех участников логистической цепи, основанного на применении принципа «миссий» и единой методологии исчисления издержек;
- определение доли прибыли от логистической деятельности в общей прибыли фирм.

Зарубежная литература, имеющая отношение к экономике, подчеркивает, что фирмы, которые принимают логистическую концепцию и строят свою стратегию на ее основе, имеют лучший показатель, отражающий отношение прибыли, полученной от продажи товаров или услуг, к инвестированному капиталу.

Логистика влияет на расходы, связанные с продажей товаров. К таким расходам относят издержки по выполнению заказов, которые включают затраты на их обработку, перевозку, складирование грузов, управление запасами, а также на упаковку грузов, обеспечение рынка и потребителей запасными частями, послепродажный сервис и другая подобная деятельность. Логистика также влияет на улучшение положения фирм на рынке, из чего следует увеличение их доли на нем.

Логистика влияет на инвестиционный капитал через основные элементы активов и пассивов баланса фирм и предприятий. Так как в наше время многие фирмы сталкиваются с дефицитом наличности, «такие элементы, как «наличность и счета дебиторов» являются решающими, с точки зрения ликвидности фирмы», и являются наиболее важными .

Поскольку логистика влияет на оборотный капитал через сокращение запасов (это запасы сырья, полуфабрикатов, комплектующих и готовых изделий), то, следовательно, логистическое управление зависит от политики предприятия в отношении уровней запасов, степени контроля и управления этими уровнями. Одновременно, от политики по закупке сырья и материалов, непосредственно связанных со счетами кредиторов, оказывается влияние на их оборотный капитал. Следовательно, интеграция управления закупками и управления производством – это составная часть логистической стратегии предприятия, которая в конечном итоге позволяет получить значительный экономический эффект. Как показали исследования, на предприятиях и фирмах, где постадийное расходование запасов соответствует плановым потребностям производства в сырье и материалах, производственные затраты снижаются, а степень использования инвестированного капитала повышается.

Аренда складов, транспортных средств и других элементов логистической системы является для арендатора текущими расходами. Замена основного капитала на текущие расходы достигается привлечением третьих фирм к выполнению операций по складированию и перевозкам вместо приобретения собственных средств для их осуществления.

Исследования, выполненные в сфере логистики для широкого диапазона рынков (от рынков продовольственных товаров до капиталоемкой продукции), показали, что фирмы-продуценты и посредники располагают достаточно широкими возможностями для создания предпочтительных условий потребителям. Эти возможности могут быть реализованы лишь в том случае, если функционирование логистики в полном объеме ориентировано на рынок.

Вышеизложенное позволяет утверждать, что цель логистики выходит за рамки сокращения издержек и увеличения прибыли. Поэтому на данном этапе концепция конкурентоспособности фирмы заключается в получении конкурентного преимущества за счет предложения дополнительных услуг и повышения их качества. В дальнейшем, по мере применения данной концепции большинством фирм, снижение издержек вновь может оказаться первоочередным делом, но уже на другой основе. Следовательно, повышение конкурентоспособности фирм за счет логистики – процесс непрерывный и адаптивный.

Предыдущая
Краткое описание

Целью курсовой работы является определение основных логистических факторов повышения конкурентоспособности на предприятии ООО «ЭТК-ЭКСИ», а также анализ конкурентной среды исследуемого предприятия.
В первой части работы рассмотрены основные теоретические аспекты повышения конкурентоспособности на предприятии.
Во второй главе проведен анализ конкурентоспособности и логистического сервиса ООО «ЭТК-ЭКСИ».
И третья часть посвящена рекомендациям повышения конкурентоспособности предприятия ООО «ЭТК-ЭКСИ».

ВВЕДЕНИЕ
1 Логистика как фактор повышения конкурентоспособности

1.2
1.3 Логистический сервис как фактор повышения конкурентоспособности
2 Анализ конкурентоспособности предприятия ООО «ЭТК-ЭКСИ»
2.1 Общая организационно-экономическая характеристика ООО «ЭТК-ЭКСИ»
2.2 Анализ конкурентоспособности и логистического сервиса ООО «ЭТК-ЭКСИ»
3 Рекомендации по повышению конкурентоспособности предприятия ООО «ЭТК-ЭКСИ»
3.1 Улучшение логистического сервиса предприятия
3.2 Повышение конкурентоспособности за счет развития продаж через сеть Интернет
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вложенные файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ

1 Логистика как фактор повышения конкурентоспособности

    1. Роль логистики в повышении конкурентоспособности
    2. Основные логистические аспекты повышения конкурентоспособности
    3. Логистический сервис как фактор повышения конкурентоспособности
  1. Анализ конкурентоспособности предприятия ООО «ЭТК-ЭКСИ»
    1. Общая организационно-экономическая характеристика ООО «ЭТК-ЭКСИ»
    2. Анализ конкурентоспособности и логистического сервиса ООО «ЭТК-ЭКСИ»
  2. Рекомендации по повышению конкурентоспособности предприятия ООО «ЭТК-ЭКСИ»
    1. Улучшение логитического сервиса предприятия
    2. Повышение конкурентоспособности за счет развития продаж через сеть Интернет

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…

ВВЕДЕНИЕ

В условиях кризиса экономики в нашей стране велся и продолжает вестись поиск новых форм и методов управления для ее оздоровления. К ним следует отнести в недалеком прошлом достижения кибернетики и компьютерной техники; к ним относятся в настоящее время достижения маркетинга и логистики.

Слово «логистика» происходит от греческого слова «logistike», что означает искусство вычислять, рассуждать. История возникновения и развития практической логистики уходит далеко в прошлое.

Логистику рассматривают как совокупность действий для комплексного управления циркуляционными и информационными потоками в сфере экономики и как междисциплинарную науку.

Специалисты считают, что логистика выступает как научное направление, а ее наиболее радикально настроенные последователи и пропагандисты считают логистику новой наукой. Логистика, как наука, утверждают они, занимает ведущую роль в рационализации и автоматизации производства. Это наука о рациональной организации производства и распределения, которая комплексно с системных позиций охватывает вопрос снабжения предприятия сырьем, топливом, материалами, полуфабрикатами, об организации сбыта, распределения и транспортировки готовой продукции.

В условиях конкурентного рынка продавец вынужден строить свою деятельность, исходя из покупательского спроса. Покупатель диктует свои условия также и в области состава и качества услуг, оказываемых ему в процессе поставки этого товара. Создание максимально выгодного сервиса и отлаженной логистической системы, позволяет продавцу полностью удовлетворить потребительский спрос и обеспечить себе выгодное конкурентное положение на рынке.

Целью курсовой работы является определение основных логистических факторов повышения конкурентоспособности на предприятии ООО «ЭТК-ЭКСИ», а также анализ конкурентной среды исследуемого предприятия.

В первой части работы рассмотрены основные теоретические аспекты повышения конкурентоспособности на предприятии.

Во второй главе проведен анализ конкурентоспособности и логистического сервиса ООО «ЭТК-ЭКСИ».

Для написания работы были использованы пособия и учебники авторов: Гаджинский А.М., Сергеев В.И., Аникин Б.А., Миротин Л.Б., Тошбаев Н.Э., Сергеев В.И., Смехов А.А., Фатхутдинов Р.А. и другие. А так же интернет- ресурсы.

1 Логистика как фактор повышения конкурентоспособности

В настоящее время в любой стране мира господствуют рыночные отношения. Фирм, выпускающих однородную продукцию, сейчас огромное количество. Между ними существует жесткая конкуренция. И выпуск качественной, недорогой, конкурентоспособной продукции и услуг по сравнению с аналогами главная задача любой фирмы в любой стране. И каждая фирма стремится сделать все, чтобы ее продукция была конкурентоспособной, в частности стратегия каждого предприятия включает в себя адаптированную под действующий рынок логистическую систему и достойной обслуживание потребителей. Выпуск конкурентоспособной продукции и ее реализация завершают кругооборот хозяйственных средств предприятия, что позволяет ему выполнять обязательства перед государственным бюджетом, банком по ссудам, рабочими и служащими, поставщиками и возмещать производственные затраты. Поэтому категория конкурентоспособности является одной из ключевых, а повышение конкурентоспособности является главной задачей каждого предприятия.

1.1 Роль логистики в повышении конкурентоспособности

Конкуренция – экономическое соперничество обособленных товаропроизводителей за долю рынка. Конкуренция является главным элементом рыночного механизма регулирования спроса и предложения товаров, выступает как форма социально – экономических отношений и взаимодействия рыночных субъектов хозяйствования в процессе производства, приложения труда и капитала, купли и продажи товаров. Исходными средствами конкуренции являются цена и качество товара, соотношение цены и качества, сервис, престижность, торговая марка предприятия.

Конкуренция выполняет следующие важнейшие функции:

  • утверждение суверенитета потребителей;
  • постоянная адаптация производства к изменяющимся условиям рынка;
  • стимулирование товаропроизводителей и потребителей;
  • обеспечение экономической свободы товаропроизводителей;
  • саморегулирование товаропроизводителей;
  • дифференциация товаропроизводителей;
  • распределение ресурсов среди товаропроизводителей.

Независимо от того, идет ли ожесточенная конкурентная борьба или уровень конкуренции невысок, для каждой компании необходимым является разработка успешной стратегии, которая обеспечит превосходство над конкурентами и укрепит позиции перед покупателями. Даже самая лучшая стратегия компании, направленная на достижение конкурентного преимущества, зависит от силы позиций фирм-конкурентов и их стратегии.

На современном этапе мирового развития конкуренция как движущая сила вынуждает производителей товаров постоянно искать новые пути повышения их качества, снижения цены, повышения качества сервиса. В связи с дефицитностью ресурсов встает новая проблема - экономия ресурсов у потребителей товаров за счет упрощения конструкции и повышения качества товаров и логистического управления всеми процессами.

Логистика предприятия, все ее явления и процессы, характеризуются сложностью, а также разносторонним влиянием на всю деятельность субъекта. Каждое предприятие как хозяйствующая единица имеет свои цели, которые по-разному определяются в зависимости от временного горизонта, предмета и сферы деятельности и т.п. Логистические процессы тесно связаны с функционированием предприятия; они не образуют автономную сферу деятельности, но должны подчиняться главным целям предприятия в целом. Поэтому логистические процессы имеют характер, обеспечивающий достижение этих целей.

Главную цель предприятия, отличающую его от прочих хозяйствующих субъектов, часто называют миссией предприятия.

С точки зрения временного горизонта различают стратегические, тактические и оперативные цели. В свою очередь, каждая сфера деятельности предприятия может иметь собственные цели, например, производственные, маркетинговые, финансовые, логистические и т.п.

Однако следует подчеркнуть, что локальные цели отдельных сфер деятельности предприятия, равно как и подразделений, входящих в его состав, не могут противоречить главным целям предприятия в целом. Скорее наоборот – локальные цели должны поддерживать и усиливать главную цель. Только такая деятельность оказывается результативной и приносит позитивные экономические эффекты.

Цели предприятия различным образом определяются сторонами, заинтересованными в его деятельности и получаемых результатах. Цели представляются по-разному владельцем предприятия, его коллективом, окружением, а также руководящим составом. Возможный конфликт целей способен привести к смене руководства предприятия, если оно окажется не в состоянии эффективно реализовать цели, поставленные владельцами. В качестве целей предприятия могут, в частности, выдвигаться:

  • укрепление рыночной позиции и за счет этого получение преимуществ в конкурентной борьбе;
  • максимизация финансового результата на длительном временном горизонте;
  • увеличение экономического потенциала;
  • увеличение стоимости предприятия для акционеров (владельцев).

Формулируемые таким образом цели не противоречат друг другу, однако позволяют по-другому расставить некоторые акценты. Для увеличения стоимости предприятия для акционеров совершенно необходимо укрепление его рыночной позиции, увеличение потенциала, что может быть достигнуто, прежде всего, максимизацией финансового результата на длительном временном горизонте. При таком подходе можно говорить о комплексе целей, реализация которых усиливает шансы достижения главной цели.

Дальнейшее развитие этой проблематики выходит за рамки настоящей работы. Следует только обратить внимание на связь логистики с целями предприятия. Уточнение целей логистических процессов на предприятии в случае их успешной реализации может упростить достижение целей предприятия в целом.

На обеспечение требуемого уровня обслуживания клиента-получателя направлена, прежде всего, маркетинговая стратегия предприятия. Она может эффективно воздействовать на укрепление рыночной позиции предприятия и создать преимущество в конкурентной борьбе. Это ведет, в свою очередь, к увеличению оборота и диверсификации материальной и территориальной структуры предприятия. Задача логистики заключается в эффективной реализации этих целей. Она может решаться обеспечением требуемой интенсивности поставок продуктов их получателям, рациональным формированием запасов во всей дистрибутивной сети и т.п.

Снижение расходов является обязательным условием для содержания победы в конкурентной борьбе. Логистическая деятельность открывает множество возможностей для рационализации затрат в различных звеньях цепи поставок, которые будут обсуждаться в следующих разделах.

Максимизация доходов и минимизация расходов – важнейшие направления, которые, в конечном счете, определяют финансовый результат фирмы.

Широкая сфера логистических процессов непосредственно влияет на максимизацию доходов от совокупной деятельности предприятия; она также может снижать расходы на нее. Эти два ведущих направления отражаются как на финансовом результате (путем его максимизации), так и на укреплении рыночной позиции, достижении и удержании преимуществ в конкурентной борьбе. Эти цели достигаются как логистической деятельностью, так и прямым снижением затрат. В свою очередь, получение финансовой прибыли позволяет увеличить экономический потенциал предприятия и, в конечном счете, повышает его стоимость.

Несколько лет назад на связь логистики с повышением стоимости предприятия для акционеров обратил внимание известный британский специалист в области логистики М. Кристофер. По его мнению, существует множество важных связей между эффективностью логистических процессов и стоимостью фирмы для акционеров. Поэтому следует говорить о влиянии логистики не только на формирование операционной прибыли, но и на продуктивность ресурсов-активов за счет ускорения их оборачиваемости, и – благодаря этому – влиянии на объем привлеченных капиталов.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что логистика способна играть чрезвычайно высокую роль в ведении конкурентной борьбы компании, а специалисты по логистике окажутся востребованными на рынке труда.

    1. Основные логистические аспекты повышения конкурентоспособности

Логистика - часть экономической науки и область деятельности, предмет которой заключается в организации рационального процесса продвижения товаров от производителей к потребителям, функционирования сферы обращения продукции, товаров, услуг, управления товарными запасами, создания инфраструктуры товародвижения. Логистика - это взгляд (мировоззрение) на все бизнес-процессы предприятия через призму издержек, с целью их оптимизации, контроля и управления ими. По сути, область применения логистики настолько специфична и нова, что в настоящий момент специалисты данной профессии на рынке труда очень нужны.

Рассмотрим логистику в качестве фактора повышения конкурентоспособности. Это предполагает, что последствия принимаемых решений в данной области должны поддаваться измерению и плане их воздействия на функциональные затраты и на доходы от продажи товаров. В связи с этим актуализируется задача нахождения способа контроля издержек и показателей, наиболее корректно отражающих связь логистики с основными экономическими и финансовыми индикаторами фирм. Как выяснилось, определить количественные параметры последствий логистических решений весьма сложно. Это можно сделать лишь при соблюдении следующих условий методологического и технического характера:

Наличия хорошо отлаженной учетно-информационной системы;

Проведення комплексного анализа расходов и доходов структурных подразделений фирм и всех участников логистической цепи, основанного на применении принципа «миссий» и единой методологии исчисления издержек;

Определения доли прибили от логистической деятельности в общей прибыли фирм.

В зарубежной экономической литературе отмечается, что у фирм, принявших на вооружение логистическую концепцию и построивших свою стратегию на ее основе, наблюдается значительное улучшение показателя, отражающего отношение прибыли, полученной от продажи товаров или услуг, к инвестированному капиталу (ПИК - прибыль на инвестированный капитал). При этом указывается на двоякое значение логистики, заключающееся в уменьшении издержек и увеличении доли компании на рынке.