Техника продаж

Бюджетный учет. Особенности бухгалтерского учета в бюджетных организациях Бухгалтерский учет в государственной организации

Методы бухгалтерского учета в коммерческих организациях и государственных (муниципальных) учреждениях практически одинаковы, однако, существует ряд принципиальных отличий.

Учет в своей сущности представляет собой процесс сбора и формирования определенного рода информации. Бухгалтерский учет формирует информацию об имущественном и финансовом положении организации, а также о результатах его деятельности. В российской действительности информация, сформированная бухгалтерским учетом на коммерческих организациях, предназначена, в первую очередь, для фискальных органов государственной власти (Федеральная Налоговая Служба). В государственных и муниципальных учреждениях ситуация не много иная.

Учреждение – это организация, созданная собственником для выполнения различных функций некоммерческого характера (прежде всего, социальных) и финансируемая им полностью или частично.

Основополагающим признаком отличия государственных и муниципальных учреждений от иных организаций является отношения собственности. Учреждение не является собственником большинства своего имущества, а зачастую и всего имущества полностью. Имущество учреждения принадлежит ему на правах оперативного управления. Собственником же данного имущества является учредитель рассматриваемой государственной или муниципальной некоммерческой организации (субъекты РФ, муниципальные образования, министерства, ведомства).

Таким образом, первоочередный пользователь информации, сформированной бухгалтерским учетом на государственных и муниципальных учреждениях (далее - бюджетный учет) это учредитель данного учреждения и органы финансово-бюджетного контроля. Налоговый и финансовый надзор за деятельностью государственных и муниципальных учреждений осуществляют не только традиционными для коммерческих структур организациями (Федеральная налоговая служба, Министерства Финансов и тд.), но и специализированные ориентированные на деятельность учреждений организации (Федеральное Казначейство, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Счетная Палата РФ).

Учитывая некоммерческий характер и отношения собственности в государственных и муниципальных учреждениях, их финансовая отчетность и прочее документальное сопровождение их деятельности значительно отличается от той, что ведется и предоставляется коммерческими организациями.

Кроме того, государственные и муниципальные учреждения имеют свою типологию. Учреждения подразделяются на три вида:

1. Автономные

2. Бюджетные

3. Казенные

Основными отличиями типов учреждения друг от друга является степень их финансовой самостоятельности.

Бюджетные и автономные учреждения более схожи по способу организации деятельности. Все три типа учреждения имеют право на осуществление деятельности, приносящей доход, если таковое указано в учредительных документах. Но только бюджетные и автономные государственные (муниципальные) учреждения самостоятельно распоряжаются доходами, полученными от данной деятельности. Казенные же учреждения доходы, полученные от указанной деятельности, передают в соответствующий бюджет.

Министерством финансов Российской Федерации также разработаны и утверждены планы счетов для каждого типа учреждений.

Структура плана счетов и самих счетов бухгалтерского учета, используемых в государственных и муниципальных учреждениях, совершенно иная, чем в коммерческих организациях. Счета, используемые в бюджетном учете, увязаны с бюджетной классификацией Российской Федерации, которая представляет собой группировку доходов, расходов и источников финансирования бюджетной системы Российской Федерации.

Также как и коммерческие организации государственные и муниципальные учреждения составляют и предоставляют бухгалтерский баланс.

Баланс государственных (муниципальных) учреждений также значительно отличается от бухгалтерского баланса, предоставляемого другими типами организаций.

Баланс государственных (муниципальных) учреждений (ОКУД 0503730) состоит из четырех разделов (в противовес 5 разделам коммерческого баланса):

1. Нефинансовые активы

2. Финансовые активы

3. Обязательства

4. Финансовый результат

Помимо баланса государственные и муниципальные учреждения предоставляют ряд специфических сведений и отчетов:

1. ОКУД 0503761. Сведения о количестве обособленных подразделений

2. ОКУД 0503767. Сведения о целевых иностранных кредитах

3. ОКУД 0503768. Сведения о движении нефинансовых активов учреждения

4. ОКУД 0503771. Сведения о финансовых вложениях учреждения

5. ОКУД 0503772. Сведения о суммах заимствований

6. ОКУД 0503776. Сведения о задолженности по ущербу; причиненному имуществу

7. ОКУД 0503769. Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения

8. ОКУД 0503725. Справка по консолидируемым расчетам учреждения

9. ОКУД 0503760. Пояснительная записка к балансу учреждения

10. ОКУД 0503737. Отчет об исполнении учреждением плана его финансово- хозяйственной деятельности

11. ОКУД 0503738. Отчет об обязательствах; принятых учреждением

12. ОКУД 0503830. Разделительный баланс государственного учреждения

13. ОКУД 0503721. Отчет о финансовых результатах деятельности учреждения Деятельность государственных и муниципальных учреждений всех трех типов

постоянно контролируется соответствующими органами. А ряд казенных учреждений, таких как воинские части Вооруженных Сил РФ, военные комиссариаты, органы управления внутренними войсками, органы управления войсками гражданской обороны, соединения и воинские части внутренних войск, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы, учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, психиатрические больницы (стационары) специализированного типа, имеют централизованную систему бухгалтерии на Федеральном уровне, которая и осуществляет бюджетный учет на данных учреждениях.

1. Первоочередными пользователями информации, сформированной бюджетным учетом, являются не только органы Федеральной налоговой службы, но и органы финансово-бюджетного контроля (Федеральное Казначейство, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Счетная Палата РФ);

2. Правовые отличия в отношениях собственности государственных и муниципальных учреждений, которые накладывают отпечаток на организацию бюджетного учета;

3. Специфические особенности структуры счетов бюджетного учета, привязка которых осуществляется с бюджетной классификацией Российской Федерации;

4. Специфические особенности состава финансовой отчетности государственных и муниципальных учреждений.

Список литературы

1. Алексеева И.В., Богатая И.Н., Евстафьева Е.М., Киселева Н.Н. Бухгалтерский учет: Основы теории, тесты, задачи: учеб.пособие / И.В. Алексеева, И.Н. Богатая, Е.М. Евстафьева, Н.Н. Киселева. – Москва: Дашков и К, 2012. 472 с.

2. Анциферова И. В. Бухгалтерский финансовый учет: учеб.пособие / И. В. Анциферова. - Москва: Дашков и К, 2012. 800 с.

3. Бабаев Ю.А. Бухгалтерский финансовый учет: учебник / Ю.А. Бабаев. – Москва: Вузовский учебник, 2008. 509 с.

4. Бочкарева И.И., Левина Г.Г. Бухгалтерский финансовый учет: учебник / И.И. Бочкарева, Г.Г. Левина. – Москва: Магистр, 2011. 413 с.

5. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: учеб.пособие / под ред. проф. В. Д. Новодворского. – Москва: Инфра-М, 2010. 464 с.

6. Устюгова Ю.В. Особенности бухгалтерского учета основных средств и нематериальных активов государственных (муниципальных) учреждениях. сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции/ Издательство: ИННОВАЦИОННЫЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, 2016

Случаи, когда бухгалтер, меняя работу, переходит из коммерческой структуры в бюджетное учреждение и наоборот, не так уж редки. В такой ситуации ему необходимо помнить, что бухгалтерский учет в обеих сферах хоть и опирается на общие понятия и принципы, однако имеет значительные различия. О том, в чем именно заключаются эти различия, рассказывает Юлия Вольхина, руководитель проекта « » компании СКБ Контур. Данная статья открывает цикл материалов «БухОнлайна», которые будут посвящены особенностям бюджетного учета.

Правовой статус организации

Гражданский кодекс делит организации на коммерческие и некоммерческие. Основная цель коммерческих организаций — получение прибыли. Соответственно, некоммерческими называются организации, для которых прибыль не является самоцелью. К ним, в частности, относятся государственные и муниципальные учреждения (п. 8 ч. 3 ст. ГК РФ). В роли учредителей таких организаций могут выступать как федеральные ведомства, так и органы субъектов федерации и муниципальных образований.

Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением (ст. 123.22 ГК РФ). Помимо «уставного» вида деятельности организация-бюджетник может вести иную работу, только если она не противоречит целям ее создания. Дополнение обязательно должно быть прописано в уставных документах.

Какими нормативными правовыми актами регулируется учет

В вопросах бухгалтерского учета и бюджетные учреждения, и коммерческие организации руководствуются одним и тем же законом — Федеральным законом от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Однако для каждой сферы разработаны дополнительные нормативные правовые акты. Бюджетники также в работе используют инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета и отдельные — для каждого типа государственных (муниципальных) учреждений: казенных, бюджетных или автономных. Для коммерческих структур нормативную базу дополняют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, утвержденные Минфином России.

Основные регламентирующие бухучет документы

Вид организации

Базовый нормативный правовой акт

План счетов

Состав отчетности

Коммерческие организации

Закон № 402-ФЗ от 06.12.11 «О бухгалтерском учете»

Приказ Минфина России от 31.10.2000 № 94н «Об утверждении плана счетов финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции к его применению»

Приказ Минфина России от 02.07.10 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организации»

Государственные (муниципальные) учреждения

Приказ Минфина России от 01.12.10 № 157н «Об утверждении единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, государственных и внебюджетных фондов, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкции по его применению»

Приказ Минфина России от 29.12.10 № 191н «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»;

приказ Минфина России от 25.03.11 № 33н «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений»

Обязательства бюджетной организации

Начиная работу в бюджетной сфере, бухгалтер обязательно столкнется со спецификой, касающейся имущественных и финансовых обязательств:

  • государственное (муниципальное) задание выполняется учреждением за счет субсидий из соответствующего уровня бюджета Российской Федерации;
  • имущество закрепляется за учреждением на праве оперативного управления;
  • земельный участок предоставляется бюджетному учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования;
  • собственником имущества является Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование;
  • бюджетное учреждение не может отвечать по обязательствам собственников имущества;
  • учреждение не имеет права распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет выделенных собственником средств и пр.

Эти и другие положения установлены статьей 9 Федерального закона «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ от 12.01.96.

Чем отличаются «коммерческие» и «бюджетные» планы счетов бухучета

В самом бухучете организаций разных форм собственности отличия начинаются с плана счетов. Общей остается суть счетов — учет основных средств и материальных запасов, расчеты с поставщиками, заказчиками, подотчетными лицами и пр. При этом номера и названия счетов не совпадают: счет 10 «Материалы» — в коммерческих и счета 105XX «Материальные запасы» — в бюджетном бухучете.

Бюджетный план счетов таит в себе наибольшие сложности для неопытного бухгалтера. Связаны они с необходимостью контролировать целевое использование выделенных средств. Если в коммерческой организации счет включает в себя всего два разряда, то счета бюджетного учреждения состоят из 26 разрядов. Используется специальная бюджетная классификация.

Итак, в номере счета бюджетного учреждения первые 17 разрядов указывают на аналитический код по классификационному признаку поступлений и выбытий средств. 18-й разряд обозначает код одного из видов финансового обеспечения: приносящая доход деятельность, средства во временном распоряжении, субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания и пр. Следующие разряды содержат:

  • 19-21-й — код синтетического счета Плана счетов бухгалтерского (бюджетного) учета;
  • 22-й и 23-й — код аналитического счета Плана счетов бухгалтерского (бюджетного) учета;
  • 24-26-й — аналитический код вида поступлений, выбытий объекта учета.

Объем отчетности и сроки ее представления

Бухгалтеру, пришедшему в бюджет из коммерческой сферы, придется столкнуться с увеличением объема отчетности в контролирующие органы. Это продиктовано разными принципами деятельности бюджетных и коммерческих структур и соответствующими особенностями правового регулирования.

Если коммерческая организация сдает бухгалтерскую отчетность 1 раз в год, то государственное (муниципальное) учреждение следует специальному графику, который составлен и утвержден Минфином России и соответствующими финансовыми органами. Согласно инструкции и в зависимости от типа организации, бюджетники сдают отчеты:

  • ежемесячно (около 1-5 форм),
  • поквартально (около 5-10 форм),
  • раз в год (от 10 до 30 форм).

Коммерческая организация представляет годовую отчетность в налоговую инспекцию не позже 31 марта года, следующего за отчетным. Эта отчетность состоит из баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.

Бюджетники готовят гораздо больше форм. Так, получатели бюджетных средств сдают баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (форма 0503130, приказ № 191н).

Также бюджетные и автономные учреждения (приказ № 33н) представляют:

  • баланс государственного (муниципального) учреждения (форма 0503730);
  • отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737);
  • отчет о финансовых результатах деятельности учреждения (форма 0503721);
  • сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (форма 0503769);
  • сведения об остатках денежных средств учреждения (форма 0503779).

Отчетность бюджетного учреждения напрямую зависит от того, из каких источников осуществляется финансирование его деятельности. Это могут быть субсидии на государственное (муниципальное) задание, собственные доходы учреждения, средства во временном распоряжении, средства по обязательному медицинскому страхованию и пр. Как и коммерческие компании, бюджетники обязаны представлять баланс учреждения и ряд других форм в территориальную налоговую инспекцию не позднее 31 марта года, следующего за отчетным. Но помимо этого они обязаны в установленный срок представлять бухгалтерскую отчетность своему учредителю.

Структура баланса

На первый взгляд, балансы коммерческой и бюджетной организаций схожи — оба имеют в своем составе актив и пассив, которые разделены на несколько частей. Однако при внимательном рассмотрении опытный бухгалтер обнаружит существенные различия. Например, бюджетное учреждение обязано отдельно указывать операции с целевыми средствами, собственными доходами, средствами во временном распоряжении. Если в балансе бюджетного учреждения бухгалтер отражает данные за отчетный и предшествующий год, то в работе с коммерческим учетом готовить баланс придется за отчетный год и два предыдущих.

У коммерческой структуры актив делится на внеоборотные и оборотные активы, кругооборот средств составляет основу актива коммерческого баланса. У бюджетников две составляющие: финансовые и нефинансовые активы, а средства делятся на те, что выражены в денежном эквиваленте, и те, что имеют материально-вещественную форму. Пассив баланса в коммерческой структуре содержит указание на собственные и привлеченные средства. Последние делятся на долгосрочные и краткосрочные обязательства. Для баланса бюджетного учреждения важно отразить виды расчетов вне зависимости от срока их погашения.

Вместо заключения

Различия между бюджетным бухгалтерским учетом и коммерческим встречаются на любом уровне, будь то объекты учета, обязательства, план счетов или структура отчетности. Они обусловлены прежде всего целью, с которой создается организация, и особенностями ее финансирования. Поэтому бухгалтеру, который решил сменить сферу деятельности и перейти в бюджетную организацию, стоит порекомендовать пользоваться специализированной программой для ведения бюджетного учета. Это позволит ему быстрее разобраться в различиях и легче освоить бухучет в новой сфере.

Индекс УДК 33

Дата публикации: 26.03.2017

Особенности организации бухгалтерского учета в государственных (муниципальных) учреждениях

Features of the organization of accounting in the public (municipal) institutions

Акашева Валентина Вячеславовна, Евдокимова Наталья Владимировна
1. НИ МГУ им. Н. П. Огарева, г. Саранск
2. НИ МГУ им. Н. П. Огарева, г. Саранск
Akasheva Valentina Vyacheslavovna, Evdokimova Natalya Vladimirovna
1. National Research Mordovia State University, Saransk
2. National Research Mordovia State University, Saransk

Аннотация: В данной статье рассмотрены особенности организации и ведения бухгалтерского учета в государственных (муниципальных) учреждениях. Изучены основные нормативные документы Российской Федерации. Выявлена основные отличительные особенности бюджетного учета. Рассмотрены особенности формирования и представления бюджетной отчетности. Поставлена проблема недостаточной информированности кадров в области бюджетного учета.

Abstract: In this article features of the organization and conducting accounting in the public (municipal) institutions are considered. The main normative documents of the Russian Federation are studied. It is revealed the main distinctive features of the budgetary account. Features of formation and submission of the budgetary reporting are considered. The problem of insufficient knowledge of shots in the field of the budgetary account is put.

Ключевые слова: государственные (муниципальные) учреждения, бухгалтерский учет, бюджетный учет, бюджетная классификация, бюджетная отчетность

Keywords: public (municipal) institutions, accounting, budgetary account, budgetary classification, budgetary reporting


Согласно Федеральному закону от 12. 01. 1996 № 7 – ФЗ «О некоммерческих организациях» государственными (муниципальными) учреждениями признаются учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием.

Основной и главною целью создания и деятельности всех государственных (муниципальных) учреждений является реализация государственной политики, а именно удовлетворение и защита общественных интересов.

Эффективное функционирование любой организации, а в данном случае государственного (муниципального) учреждения, зависит от эффективности организации и осуществления бухгалтерского учета. Бухгалтерский учет в государственных (муниципальных) учреждениях осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 06. 12. 2011 № 402 – ФЗ «О бухгалтерском учете». Данный закон устанавливает единые основы организации и осуществления бухгалтерского учета (хранение документов), а также требования к формированию и предоставлению бухгалтерской (финансовой) отчетности. Бухгалтерский учет государственного (муниципального) учреждения (далее бюджетный учет) является составной частью российской системы бухгалтерского учета, но, тем не менее существуют значимые различия организации и осуществления бухгалтерского учета в коммерческих организациях и государственных (муниципальных) учреждениях. Это объясняется тем, что деятельность последних имеет узкую направленность своей деятельности и регулируется специальным бюджетным законодательством, а именно Бюджетным кодекс Российской Федерации.

Большое количество специалистов, которые первый раз приходят устраиваться на работу в экономические структуры государственных (муниципальных) учреждений, обладают низким уровнем наличия теоритических знаний и практической подготовки в области бюджетного учета. Они вынуждены осваивать его специфику собственными силами. А регулярно изменяющее бюджетное законодательство приводит к еще дополнительным трудностям, что, как следствие, является недостаточной теоретической информированностью работников в сфере бюджетного учета. Исходя из этого, цель данной статьи - это исследование нормативной базы, которая осуществляет регулирование бюджетного учета в государственных (муниципальных) учреждениях, и выявление основных отличительных особенностей данного учета от традиционного.

Обязанность по организации осуществления и хранения документов бюджетного учета возлагается на руководителя соответствующего экономического субъекта. При этом он обязан возложить обязанности по осуществлению и хранению документов бюджетного учета на главного бухгалтера (бухгалтера) или иное должностное лицо.

Одной из главных отличительных особенностей бюджетного учета от бухгалтерского является его сложная структура.

Бюджетный учет осуществляется на основе Единого плана счетов и Инструкции по его применению, утверждённого Приказом Минфина России от 01. 12. 2010 №157 н. Основной отличительной особенностью между Планом счетов, используемого коммерческими организациями, и Планом счетов, применяемого государственными (муниципальными) учреждениями является объединение счетов в основные разделы по экономическому содержанию. Они отражают основные объекты учета: финансовые и нефинансовые активы, обязательства, финансовый результат и операции санкционирования. Весь перечень счетов бюджетного учета, в зависимости от выполняемой ими роли, можно условно разделить на балансируемые и небалансируемые. Также согласно данному регулирующему документу бюджетный учет осуществляется методом начисления, т.е. все хозяйственные операции отражаются в том периоде, к которому они относятся, независимо от момента оплаты.

Важной отличительной особенностью бюджетного учета от бухгалтерского является осуществление его в соответствии с разработанной бюджетной классификацией. Бюджетная классификация — это группировка доходов, расходов и источников финансирования бюджета бюджетной системы Российской Федерации, которая регулируется Приказом Минфина России от 01. 07. 2013 № 65 н. Бюджетная классификация и План счетов бюджетного учета являются неделимой основой бюджетного учета. Счета бюджетного учета лежат в основе формирования синтетического учета, а бюджетная классификация формирует аналитический учет.

Завершающим этапом учетного процесса является формирование бухгалтерской (финансовой) отчётности для заинтересованных пользователей. Состав же бюджетной отчётности значительно шире традиционной. Бюджетная отчетность представляет собой отчет об исполнении бюджета, баланс исполнения бюджета, отчет о финансовых результатах, отчет о движении денежных средств и пояснительную записку. Также существуют и другие отчеты, которые обязательны к формированию. Полный состав бюджетной отчетности, порядок её формирования и представления установлен Приказом Минфина РФ от 28. 12. 2010 № 191 н.

Консолидированная бюджетная отчетность представляет собой свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории и ее формирование предполагает сложный многоуровневый процесс.

В бюджетном учете, так же, как и в бухгалтерском, различают такие понятия как отчетный год – это период с 1 января по 31 декабря, и промежуточные отчетные периоды – это месяц и квартал.

В бюджетное законодательство регулярно вносятся различные изменения и дополнения, связанные с организацией бюджетного учета и формированием бюджетной отчетности, что, как отмечалось ранее, значительно усугубляет проблему при устройстве на работу в экономические структуры государственных (муниципальных) учреждений. Это является следствием отсутствием необходимых теоритических знаний, практических навыков и наличия высокой информированности работников при организации, осуществления бюджетного учета и формирования, представления бюджетной отчетности. Чтобы устранить данную проблему бухгалтеру как сфере бухгалтерского учета, так и бюджетного, необходимо своевременно быть в курсе всех нововведений.

Изменения 2017 года коснулись как бюджетного учета и бюджетной отчетности, так и бюджетной классификации. Некоторые изменения и дополнения следует уже учитывать при формировании годовой бюджетной отчетности за 2016 год.

В 2017 году произошли следующие изменения:

  1. Изменен порядок исправления ошибок в бюджетной отчетности, а именно теперь возможно исправление ошибок последним днем отчетного периода после предоставления данной отчетности, но только по решению учредителя и до утверждения отчетности;
  2. Осуществлена организация электронного документооборота, а именно Бухгалтерскую справку (форма 0504833) теперь необходимо оформлять при передаче в бухгалтерию электронных первичных документов и при отсутствии возможности проставить отметку о принятии документа к учету в случае централизации учетных процессов;
  3. Уточнен порядок осуществления ряда бухгалтерских процедур;
  4. Предусмотрены новые корреспонденции для отражения в учетных регистрах ряда важных фактов хозяйственной жизни;
  5. Введены новые счета, а именно балансовый счет 0 210 13 000 «Расчеты по НДС по авансам, выплаченным» и забалансовый счет 42 «Бюджетные инвестиции, реализуемые организациями»;
  6. Конкретизировался список расходов 100 «Расходы на выплаты персоналу …» и 853 «Уплата иных платежей».

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что бюджетный учет в отличие от традиционного бухгалтерского имеет наиболее сложную структуру. Требует значительной конкретизации целей и задач бюджетного учета, а также повышенного контроля исполнения утверждённого бюджета, что в итоге позволяет достичь поставленных государством целей. Необходима высокая информированность работников финансовых структур государственных (муниципальных) учреждений для эффективной организации, осуществления бюджетного учета, а также формирования и своевременного предоставления бюджетной отчетности заинтересованным пользователям.

Библиографический список

1. Акашева В. В., Горсткина Н. Н., Кудряшова М. Ю. Реформирование бюджетного учета // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. - Серия: Экономика. - 2015. - № 2 (40). - С. 16-19
2. Акашева В. В., Левушкина Н. В. Нормативно-правовое регулирование и оценка новых систем оплаты труда в бюджетных учреждениях // Молодой ученый. - 2013. - № 10. - С. 330 - 333.
3. Акашева В. В., Мамонова Д. В. Особенности системы налогообложения бюджетных организаций и пути ее совершенствования // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. - Серия: Экономика. - 2013. - № 6 (32). - С. 129 - 133.
4. Малова Ю. В., Акашева В. В. Применение МСФО в отчетности бюджетных учреждений // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2014. - № 1 - 1. - С. 170 - 172.
5. Мединская А. А. Особенности организации бухгалтерского учета в государственных (муниципальных) учреждениях // Молодой ученый. - 2016. - №13. - С. 461 – 465
6. Вахрушина М. А., Бизина А. С., Сибилева А. А., Соколов А. А. Бюджетный учет и отчетность. - М.: Вузовский учебник: НИЦ Инфра -М, 2013. - 282 с.

"Советник бухгалтера в здравоохранении", 2010, N 7

На сайте Министерства финансов Российской Федерации размещен проект Единого плана счетов бухгалтерского учета в государственных (муниципальных) учреждениях и Инструкция по его применению.

Этот документ будет с 1 января 2011 г. распространяться на все типы государственных (муниципальных) учреждений (казенные, бюджетные и автономные). В нем есть редакционные неточности, но его сейчас активно все обсуждают, и каким он будет принят окончательно, мы узнаем в конце этого года. Но самое главное, концепция по ведению бухгалтерского учета Министерством финансов РФ уже сформирована и на основе Единого плана счетов бухгалтерского учета в государственных (муниципальных) учреждениях планируется разработать несколько приказов для каждого типа учреждения.

Единый план счетов

Проект содержит Единый план счетов для государственных (муниципальных) учреждений, и в дальнейшем на его основе будут разработаны Типовые планы счетов отдельно для казенных, бюджетных и автономных учреждений. Поскольку автономные учреждения имеют право не применять Классификатор операций сектора государственного управления, то аналитический срез номера счета обеспечивает единую методологию ведения учета с тем, чтобы без дополнительных затрат переходить из одного типа учреждения в другой. Поскольку изменение типа учреждения не является реорганизацией или ликвидацией, то преемственность в учете должна быть полностью сохранена.

Примечание. На сайте Федерального казначейства опубликовано Письмо от 20.10.2010 N 42-2.2-08/52, посвященное проекту Единого плана счетов бюджетного учета в казенных учреждениях.

На основе Типового плана счетов бухгалтерского учета, Инструкции по его применению, разработанной и утвержденной Министерством финансов Российской Федерации с учетом положений настоящего Проекта Инструкции, учреждением должен быть разработан и утвержден рабочий план счетов бухгалтерского учета (далее - Рабочий план счетов).

Номер счета Рабочего плана счетов состоит из 26 разрядов, содержащих (обязательно! ) разряды кодов синтетических счетов Единого плана счетов, которые приведены в Приложении N 1 к Проекту Инструкции, а также разряды кодов аналитических счетов, отражающих специфику деятельности учреждения в зависимости от правового статуса учреждения (казенные, бюджетные, автономные).

В Приложении N 3 даны методологические основы по применению Единого плана счетов: объект, цель, сфера применения, определения, понятия, вид финансового обеспечения, группировка объектов, вид объекта, оценка объекта и др.

Аналитические коды в номере счета Рабочего плана счетов отражают следующую информацию:

  • в 1 - 17 разрядах - аналитический код по классификационному признаку поступлений и выбытий;
  • в 18-м разряде - код вида финансового обеспечения;
  • в 24 - 26-м разрядах - аналитический код вида поступлений, выбытий (для казенных и бюджетных учреждений в 24 - 26-м разрядах отражаются коды классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ). Для автономных учреждений - аналитический код поступлений, выбытий в структуре, утвержденной планом финансово-хозяйственной деятельности).

Синтетический код счета Единого плана счетов отражается в 19 - 23-м разрядах номера счета Рабочего плана счетов.

18-й разряд кода счета

В целях организации и ведения бухгалтерского учета, утверждения Типового (Рабочего) плана счетов применяются следующие коды вида финансового обеспечения:

  • для государственных (муниципальных) учреждений, финансовых органов соответствующих бюджетов и органов, осуществляющих их кассовое обслуживание:

1 - бюджетная деятельность:

2 - приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения);

3 - средства во временном распоряжении;

4 - субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;

5 - субсидии на иные цели;

6 - бюджетные инвестиции;

7 - средства по обязательному медицинскому страхованию:

  • для отражения операций по деятельности бюджетных и автономных учреждений финансовыми органами соответствующих бюджетов и органами Федерального казначейства в рамках их кассового обслуживания:

8 - средства бюджетного (автономного) учреждения.

Единый план счетов состоит из пяти разделов, сгруппированных по экономическому содержанию в целях составления достоверной финансовой отчетности и отражения показателей, необходимых для формирования государственного задания, плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

Предусмотрена структура Единого плана счетов в следующем разрезе.

Наименование счета, синтетический счет объекта учета, который подразделяется на синтетический код, состоящий из трех знаков, и аналитический код, состоящий из двух знаков и имеющий в своем составе код группы объекта и код вида объекта:

  • 100 разд. 1 "Нефинансовые активы. Синтетический код";
  • 200 разд. 2 "Финансовые активы";
  • 300 разд. 3 "Обязательства";
  • 400 разд. 4 "Финансовый результат";
  • 500 разд. 5 "Санкционирование расходов хозяйствующего субъекта".

100 разд. 1 "Нефинансовые активы" содержит аналитический срез по статусу нефинансовых активов и группам затрат:

  • 10010 Недвижимое имущество учреждения;
  • 10020 Особо ценное движимое имущество учреждения;
  • 10030 Иное движимое имущество учреждения;
  • 10040 Имущество - предметы лизинга;
  • 10050 Имущество, составляющее казну;
  • 10060 Себестоимость готовой продукции, работ, услуг;
  • 10070 Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг;
  • 10080 Общехозяйственные расходы;
  • 10090 Издержки обращения.

Например , Разд. 1 "Нефинансовые активы" подразделяется на группы нефинансовых активов:

  • 101 - Основные средства;
  • 102 - Нематериальные активы;
  • 103 - Непроизведенные активы;
  • 104 - Амортизация;
  • 105 - Материальные запасы;
  • 106 - Вложение в нефинансовые активы;
  • 107 - Нефинансовые активы в пути;
  • 108 - Имущество казны;
  • 109 - Затраты на производство готовой продукции, работ, услуг.

Введены счета 10508 "Товары", 10509 "Наценка на товары".

Изменения с 1 января 2011 года стоимостного критерия основных средств и нематериальных активов при начислении амортизации

С 1 января 2011 г. в состав амортизируемого имущества будут включаться основные средства и нематериальные активы, первоначальная стоимость которых превышает 40 000 руб. Такие поправки внесены Законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ в п. 1 ст. 256 и п. 1 ст. 257 НК РФ.

В целях сближения бухгалтерского и налогового учета, а также равноправных условий деятельности бюджетных учреждений и коммерческих организаций Минфин России распространил эти нормы на сектор государственного управления.

Напомним, что в настоящее время бюджетные учреждения в состав амортизируемого имущества включают основные средства и нематериальные активы, стоимость которых превышает 20 тыс. руб. Те активы стоимостью от 20 до 40 тыс. руб., которые медицинские учреждения уже включили в состав амортизируемого имущества до 1 января 2011 г., должны амортизироваться в течение срока их полезного использования в прежнем порядке.

Эти нормы нашли отражение в Проекте новой Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета государственными (муниципальными) учреждениями.

В соответствии с п. 88 Проекта по объектам основных средств амортизация начисляется в следующем порядке:

  • на объект недвижимого имущества при принятии его к учету по факту государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, предусмотренной законодательством Российской Федерации:
  • амортизация начисляется в размере 100% балансовой стоимости объекта при принятии к учету;
  • стоимостью свыше 40 000 руб.
  • на объекты движимого имущества:
  • на объекты библиотечного фонда стоимостью до 40 000 руб. включительно амортизация начисляется в размере 100% балансовой стоимости при выдаче объекта в эксплуатацию;
  • на объекты основных средств стоимостью свыше 40 000 руб. амортизация начисляется в соответствии с рассчитанными в установленном порядке нормами амортизации;
  • на объекты основных средств стоимостью до 3000 руб. включительно , за исключением объектов библиотечного фонда, нематериальных активов, амортизация не начисляется;
  • на иные объекты основных средств стоимостью от 3000 до 40 000 руб. включительно амортизация начисляется в размере 100% балансовой стоимости при выдаче объекта в эксплуатацию.

В соответствии с п. 89 Проекта по объектам нематериальных активов амортизация начисляется в следующем порядке:

  • на объекты стоимостью до 40 000 руб. включительно амортизация начисляется в размере 100% балансовой стоимости при принятии объекта на учет;
  • на объекты стоимостью свыше 40 000 руб. амортизация начисляется в соответствии с рассчитанными в установленном порядке нормами амортизации.

Учтена норма Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ - контроль за имуществом при получении и сдаче его в аренду.

В соответствии с п. 32 Проекта материальные объекты нефинансовых активов, полученные учреждением в безвозмездное или возмездное пользование (аренду), учитываются учреждением на забалансовом счете либо по стоимости, указанной собственником (балансодержателем) имущества, либо в условной оценке - один объект, один рубль.

В соответствии с п. 33 Проекта передача (возврат) материального объекта нефинансовых активов в рамках безвозмездного или возмездного пользования (в аренду) отражается на основании акта приемки-передачи путем внутреннего перемещения инвентарного объекта на соответствующих счетах учета нефинансовых активов с одновременным отражением на забалансовом счете переданного объекта по его балансовой стоимости.

Раздел 2 "Финансовые активы" и раздел 3 "Обязательства"

Например , в разд. 2 "Финансовые активы" и в разд. 3 "Обязательства" введены группы счетов, которые имеют идентичную структуру построения и сбора информации: счета 20600, 20800, 30200.

Расчеты по

выданным

Аналогично применяются счета

20800 "Расчеты с подотчетными

лицами" и 30200 "Расчеты по

принятым обязательствам"

Расчеты по авансам по

оплате труда и

начислениям на выплаты

по оплате труда

Расчеты по авансам по

работам, услугам

Расчеты по авансам по

поступлению

нефинансовых активов

Расчеты по авансовым

безвозмездным

перечислениям

организациям

Расчеты по авансовым

безвозмездным

перечислениям бюджетам

Расчеты по авансам по

социальному

обеспечению

Расчеты по авансам по

прочим расходам

Расчеты по авансам по прочим

выплатам

Расчеты по авансам по

начислениям на выплаты по

оплате труда

Расчеты по авансам по услугам

Расчеты по авансам по

транспортным услугам

Расчеты по авансам по

коммунальным услугам

Расчеты по авансам по

арендной плате за пользование

имуществом

Расчеты по авансам по

работам, услугам по

Расчеты по авансам по прочим

работам, услугам

Расчеты по авансам по

приобретению основных средств

Расчеты по авансам по

приобретению нематериальных

Расчеты по авансам по

приобретению непроизведенных

Расчеты по авансам по

приобретению материальных

Расчеты по авансовым

безвозмездным перечислениям

государственным и

муниципальным организациям

Расчеты по авансовым

безвозмездным перечислениям

организациям, за исключением

государственных и

муниципальных организаций

Расчеты по авансовым

перечислениям другим бюджетам

бюджетной системы Российской

Федерации

Расчеты по авансовым

перечислениям наднациональным

организациям и правительствам

иностранных государств

Расчеты по авансовым

перечислениям международным

организациям

Расчеты по авансам по

пенсиям, пособиям и выплатам

по пенсионному, социальному и

медицинскому страхованию

населения

Расчеты по авансам по

пособиям по социальной помощи

населению

Расчеты по авансам по

пенсиям, пособиям,

выплачиваемым организациями

сектора государственного

управления

Расчеты по авансам по оплате

прочих расходов

Раздел 4 "Финансовый результат текущего финансового года"

В Проекте Инструкции для учета доходов и расходов текущей деятельности введены счета:

  • доходы текущего финансового года - счет 40110 ;
  • расходы текущего финансового года - счет 40120 .

Для определения финансового результата деятельности учреждения доходы и расходы группируются по видам доходов и расходов в разрезе либо кодов классификации операций сектора государственного управления, либо видов поступлений и выплат, предусмотренных планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

Формирование раздельного учета по видам доходов (расходов) на счетах финансового результата текущего финансового года, в том числе для целей налогового (управленческого) учета, осуществляется в порядке, установленном главным администратором средств бюджета, органом, осуществляющим полномочия учредителя, или правовым актом учреждения, с учетом требований, предусмотренных соответствующей Инструкцией (которая должна быть разработана Минфином России) по применению Типового плана счетов и учетной политикой учреждения .

В соответствии с п. 250 Проекта счет 40130 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов" предназначен для учета операций при заключении счетов текущего финансового года учреждений, а также сумм уценки (дооценки) стоимости объекта нефинансовых активов и начисленной амортизации, полученных в результате переоценки, проведенной в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

В соответствии с п. 251 Проекта счет 40140 "Доходы будущих периодов" предназначен для учета сумм доходов, начисленных заказчикам за выполненные и сданные ими отдельные этапы работ, услуг и не относящихся к доходам текущего отчетного периода, а также начисления доходов от продукции животноводства (приплод, привес, прирост животных) и земледелия.

Зачисление в доход текущего отчетного периода отражается по договорной стоимости выполненных и сданных заказчику отдельных этапов готовой продукции, работ, услуг, в том числе в конце финансового года по продукции животноводства и земледелия финансового года.

В соответствии с п. 252 Проекта счет 40150 "Расходы будущих периодов" предназначен для учета сумм расходов, начисленных учреждением в отчетном периоде, но относящихся к расходам будущих периодов.

Затраты, произведенные учреждением в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам как расходы будущих периодов, подлежат списанию в порядке, устанавливаемом учреждением, в течение периода, к которому они относятся.

К расходам будущих периодов относятся, по нашему мнению, суммы начисленного отпуска, не относящегося к отчетному периоду, суммы страхования гражданской ответственности, оплата права пользования неисключительными правами (лицензионные соглашения на срок более отчетного периода и др.).

В следующем номере продолжим знакомство с Проектом новой Инструкции по бухгалтерскому учету в государственных (муниципальных) учреждениях и рассмотрим методологические особенности по отдельным объектам учета.

Л.П.Воробьева

генеральный директор

Издательского Дома

"Советник бухгалтера"

Основными документами, регламентирующими вопросы бюджетного учета казенных учреждений, органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления и бухгалтерского учета бюджетных и автономных учреждений, являются:

Бюджетный кодекс РФ;

Гражданский кодекс РФ;

Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";

Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях";

Федеральный закон от 06.12.2011г. №402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (вступил в силу с 01.01.2013г.);

Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению"

Приказ Минфина России от 06.12.2010 N 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению"

Приказ Минфина России от 16.12.2010 N 174н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению";

Приказ Минфина России от 23.12.2010 N 183н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению";

Инструкция N 157н содержит:

1) Общие единые требования к организации учета;

2) Общие правила ведения учета:

3) Требования к первичным (сводным) учетным документам и регистрам бухгалтерского учета;

4) Обязательные требования к структуре аналитического учета;

5) Общие положения по составу регистров бухгалтерского учета.

Инструкцией 157н установлены основные принципы организации бухгалтерского учета:

1. Метод двойной записи. Бухгалтерский учет государственного (муниципального) имущества, обязательств, операций, их изменяющих (фактов хозяйственной деятельности), финансовых результатов осуществляется методом двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов учреждения.

2. Метод начисления. Бухгалтерский учет ведется методом начисления, согласно которому результаты операций признаются по факту их совершения, независимо от того, когда получены или выплачены денежные средства (или их эквиваленты) при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций.

3. Непрерывность. Бухгалтерский учет ведется непрерывно исходя из предположения, что учреждение будет осуществлять свою деятельность в обозримом будущем.

4. Полнота. Информация в денежном выражении о состоянии активов и обязательств, об операциях, их изменяющих, и финансовых результатах указанных операций (доходах, расходах), отражаемая на соответствующих счетах рабочего плана счетов учреждения, должна быть полной. Также должна учитываться существенность этой информации.


5. Прозрачность (открытость). Информация об имуществе, обязательствах и операциях, их изменяющих, а также о результатах исполнения бюджета и (или) хозяйственной деятельности учреждения формируется им на соответствующих счетах бухгалтерского учета с обеспечением аналитического учета (аналитики) в объеме показателей, предусмотренных для представления внешним пользователям (опубликования в средствах массовой информации) согласно законодательству РФ.

6. Сопоставимость. Данные бухгалтерского учета и сформированная на их основе отчетность государственного (муниципального) учреждения должны быть сопоставимы (в том числе за различные финансовые (отчетные) периоды деятельности учреждения) вне зависимости от его типа.

7. Стабильность. Рабочий план счетов учреждения, а также требования к структуре аналитического учета, утвержденные в рамках формирования учетной политики учреждением, применяются непрерывно и изменяются при условии обеспечения сопоставимости показателей бухгалтерского учета и отчетности за отчетный, текущий и очередной финансовый годы (очередной финансовый год и плановый период).

8. Достоверность. В бухгалтерском учете должна быть отражена информация, не содержащая существенных ошибок и искажений и позволяющая положиться на нее как на правдивую. В целях применения Инструкции N 157н существенной признается информация, пропуск или искажение которой может повлиять на экономическое решение учредителей учреждения (пользователей информации), принимаемое на основании данных бухгалтерского учета и (или) бухгалтерской отчетности учреждения.

9. Раздельный учет имущества. Имущество, являющееся собственностью учредителя государственного (муниципального) учреждения, учитывается учреждением обособленно от иного имущества, находящегося у данного учреждения в пользовании (в управлении, на хранении).

10. Разделение ответственности по обязательствам. Обязательства, по которым учреждение отвечает имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, а также указанное имущество учитываются в бухгалтерском учете учреждений обособленно от иных объектов учета.

Инструкция N 162н устанавливает единый порядок ведения бюджетного учета, а также его нормативно-правовое регулирование. Она распространяется:

На органы государственной власти;

Органы местного самоуправления;

Органы управления государственными внебюджетными фондами и органы управления территориальными государственными внебюджетными фондами;

Государственные академии наук;

Казенные учреждения;

Иные юридические лица, осуществляющие согласно законодательству РФ бюджетные полномочия получателя бюджетных средств (учреждения);

Органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, органы Федерального казначейства, финансовые органы субъектов РФ (муниципальных образований), осуществляющие открытие и ведение лицевых счетов государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений;

Финансовые органы и органы управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществляющие составление и исполнение бюджетов;

Бюджетные учреждения (до принятия в отношении них соответствующими органами решения о предоставлении им субсидии из бюджета согласно п. 1 ст. 78.1 БК РФ) .

Инструкция N 174н устанавливает единый порядок ведения бухгалтерского учета бюджетными учреждениями , а также его нормативно-правовое регулирование. Она распространяется:

На государственные (муниципальные) бюджетные учреждения, в отношении которых органами государственной власти (органами местного самоуправления) принято решение о предоставлении им субсидий из соответствующего бюджета;

Государственные академии наук, в отношении которых органами государственной власти принято решение о предоставлении им субсидий из соответствующего бюджета, и созданные ими учреждения.

Единый порядок ведения бухгалтерского учета автономными учреждениями и его нормативно-правовое регулирование регламентированы Инструкцией N 183н .

Основным локальным актом, регламентирующим организацию и ведение бюджетного учета в конкретном казенном учреждении, бухгалтерского учета в конкретном бюджетном или автономном учреждении, является учетная политика. Она утверждается приказом руководителя учреждения. В учетной политике дается описание порядка ведения бюджетного/бухгалтерского учета.