Оформление

Размещение сетей обслуживания в городе. Радиус обслуживания населения учреждениями и предприятиями. СНиП Радиус обслуживания детского сада

При размещении школы в НП, учитывают следующие принципы:

*Близость к месту жительства;

*Удаленность от шоссейных дорог, промышленных предприятий и мест скопления людей.

*Достаточный по размеру земляной участок, отвечающий санитарным требованиям. Площадь рассчитывается по количеству учащихся. Наименьший участок до 320 учащихся – 1-2 га, 1960 – 5 га. При этом на спортивную зону отводится 35-40% всего земельного участка, а на хозяйственно-опытную зону – 6-10%.

*Для обеспечения учебного процесса школа должна обладать полным набором учебных помещений.

*Создание благоприятных условий для хорошего физического развития детей, отдыха, организации питания.

*Обеспечение полноценного естественного и искусственного освещения.

*Создание оптимального воздушно-теплового режима.

Территория школы должна быть озеленена на 30%. Крупные деревья отдаляются от здания школы на расстояние его полуторной высоты. Территория ограждается по периметру и обсаживается живой изгородью шириной до 6м.

На территории школы необходимо до минимума свести искусственные покрытия, по возможности отдать предпочтение травяным покрытиям, температура которых в самое жаркое время года на 3° ниже, чем над другими покрытиями.

Школьное здание располагается от красной линии на расстоянии не менее 25м.

В настоящее время школа – постройка в 3 этажа из кирпича. Совершенная планировка школьного здания требует блочную конструкцию с переходами. Преимущества блочной планировки:

*Позволяет внести разобщение разновозрастных групп детей;

*Облегчение работы гардероба;

*Большее кол-во выходов (не менее 3-х) – облегчение эвакуации в экстренных ситуациях;

*Снижает эпидемиологическую опасность, облегчает карантинные мероприятия.

Школьные помещения делятся на:

1.Учебные (классы, лаборатории, кабинеты);

2.Учебно-спортивные (располагаются в отдельном блоке с отдельным выходом на улицу);

3.Для трудового обучения (располагаются на 1-ом этаже);

4.Массово-культурного назначения (актовый зал, библиотека, читальный зал);

5.Для групп продленного дня;

6.Общественного назначения (столовая, медпункт, администр., хоз.помещения).

Современные здания школы оборудованы центральным отоплением, вентиляцией. Лестница в школе свыше 1,5м не допускается, содержит не более 13 ступенек.

Учебные помещения должны быть объединены в секции по 3-4 класса с общим местом для отдыха и санитарно-гигиеническим помещением.

Еще по теме Гигиенические принципы размещения школ. Радиус обслуживания школы. Гигиенические требования к земельному участку и зданию школы:

  1. Гигиенические требования к участку школы, зданию, классу

Планировку и застройку городских и сельских поселений регламентирует СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». Так в п.5.1 этого документа говориться, что учреждения и предприятия обслуживания населения следует размещать на территории городских и сельских поселений, приближая их к местам жительства и работы. При этом, как правило, формирование общественных центров предусматривается в увязке с сетью общественного пассажирского транспорта.
Радиус обслуживания населения учреждениями и предприятиями, размещаемыми в жилой застройке (п.5.4, СНиП 2.07.01-89*) следует, как правило, принимать не более чем указанно в таблице 1. При этом пути подходов учащихся к общеобразовательным школам с начальными классами не должны пересекать проезжую часть магистральных улиц в одном уровне.
Таблица 1.

Учреждения и предприятия обслуживания

Радиус обслуживания, м

Детские дошкольные учреждения в городах 1
То же в сельских поселениях и в малых городах, при одно- и двухэтажной застройке
Общеобразовательные школы 1
Для начальных школ 1
Помещения для физкультурно-оздоровительных занятий
Физкультурно-спортивные центры жилых районов
Поликлиники и их филиалы в городах 2
Раздаточные пункты молочной кухни
Аптеки в городах
То же, при одно- и двухэтажной застройке
Предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания местного значения:
в городах при застройке:
многоэтажной
одно-, двухэтажной
в сельских поселениях
Отделения связи и филиалы сберегательного банка

Примечания:
1 Указанный радиус обслуживания не распространяется на специализированные и оздоровительные детские дошкольные учреждения, а также на специальные детские ясли-сады общего типа и общеобразовательные школы (языковые, математические, спортивные и т.п.). Радиусы обслуживаний общеобразовательных школ в сельской местности допускается принимать по региональным (территориальным) строительным нормам, а при их отсутствии по заданию на проектирование.
2 Доступность поликлиник, амбулаторий, фельдшерско-акушерских пунктов и аптек в сельской местности принимается в пределах 30 мин (с использованием транспорта).

Расстояния от зданий и границ земельных участков учреждений и предприятий обслуживаний следует принимать не менее приведенных в таблице 2 (п.5.5, СНиП 2.07.01-89*).
Таблица 2.

Здания (земельные участки) учреждений и предприятий обслуживания

Расстояния от зданий (границ участков) учреждений и предприятий обслуживания, м

до красной линии

до стен жилых домов

до зданий общеобразовательных школ, детских дошкольных и лечебных учреждений

в городах

в сельских поселениях

Детские дошкольные учреждения и общеобразовательные школы (стены здания)

По нормам инсоляции и освещенности

Приемные пункты вторичного сырья
Пожарные депо
Кладбища традиционного захоронения и крематории
Кладбища для погребения после кремации

Примечания:
* С входами и окнами.

Таким образом, сколько конкретно следует отступить от детского учреждения при строительстве бани в нормативном документе: СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» – не указано. Скорее всего, следует исходить из общих норм инсоляции и освещенности, если к тому же обеспечивается непросматриваемость помещений из окна в окно. Кроме того необходимо соблюдать противопожарные расстояния между зданиями.

Страница 13 из 40

5. УЧРЕЖДЕНИЯ И ПРЕДПРИЯТИЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ

5.1. Учреждения и предприятия обслуживания следует размещать на территории городских и сельских поселений, приближая их к местам жительства и работы, предусматривая, как правило, формирование общественных центров в увязке с сетью общественного пассажирского транспорта.

При расчете учреждений и предприятий обслуживания следует принимать социальные нормативы обеспеченности, разрабатываемые в установленном порядке. Для ориентировочных расчетов число учреждений и предприятий обслуживания и размеры их земельных участков допускается принимать в соответствии с рекомендуемым приложением 7*.

Примечание. Размещение, вместимость и размеры земельных участков учреждений и предприятий обслуживания, не указанных в настоящем разделе и в рекомендуемом приложении 7*, следует принимать по заданию на проектирование.

5.2. При определении числа, состава и вместимости учреждений и предприятий обслуживания в городах-центрах систем расселения следует дополнительно учитывать приезжающее население из других городских и сельских поселений, расположенных в зоне, ограниченной затратами времени на передвижения в большой, крупный и крупнейший город-центр не более 2 ч, в малые и средние города-центры или подцентры систем расселения - не более 1 ч; в исторических городах необходимо учитывать также туристов.

5.3. Учреждения и предприятия обслуживания в сельских поселениях следует размещать из расчета обеспечения жителей каждого поселения услугами первой необходимости в пределах пешеходной доступности не более 30 мин. Обеспечение объектами более высокого уровня обслуживания следует предусматривать на группу сельских поселений.

Для организации обслуживания необходимо предусматривать помимо стационарных зданий передвижные средства и сооружения сезонного использования, выделяя для них соответствующие площадки.

5.4*. Радиус обслуживания населения учреждениями и предприятиями, размещаемыми в жилой застройке, как правило, следует принимать не более указанного в табл. 5*.

Таблица 5*

Учреждения и предприятия

обслуживания

Радиус обслуживания, м

Детские дошкольные учреждения 1* :

в городах

в сельских поселениях и в малых городах, при одно- и двухэтажной застройке

Общеобразовательные школы 1

(500 для начальных классов)

Помещения для физкультурно-оздоровительных занятий

Физкультурно-спортивные центры жилых районов

Поликлиники и их филиалы в городах 2

Раздаточные пункты молочной кухни

Аптеки в городах

То же, при одно- и двухэтажной застройке

Предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания местного значения:

в городах при застройке:

многоэтажной

одно-, двухэтажной

в сельских поселениях

Отделения связи и филиалы сберегательного банка

1* Указанный радиус обслуживания не распространяется на специализированные и оздоровительные детские дошкольные учреждения, а также на специальные детские ясли-сады общего типа и общеобразовательные школы (языковые, математические, спортивные и т.п.). Радиусы обслуживаний общеобразовательных школ в сельской местности допускается принимать по региональным (территориальным) строительным нормам, а при их отсутствии по заданию на проектирование.

2 Доступность поликлиник, амбулаторий, фельдшерско-акушерских пунктов и аптек в сельской местности принимается в пределах 30 мин (с использованием транспорта).

Примечания: 1. Для климатических подрайонов IА, IБ, IГ, IД и IIА, а также в зоне пустынь и полупустынь, в условиях сложного рельефа указанные в таблице радиусы обслуживания следует уменьшать на 30%.

2. Пути подходов учащихся к общеобразовательным школам с начальными классами не должны пересекать проезжую часть магистральных улиц в одном уровне.

5.5*. Расстояния от зданий и границ земельных участков учреждений и предприятий обслуживаний следует принимать не менее приведенных в табл. 6*.

Таблица 6*

Расстояния от зданий (границ участков) учреждений и предприятий обслуживания, м

(земельные

участки) учреждений и

до красной линии

до стен жилых

до зданий общеобразова-тельных школ,

предприятий

обслуживания

в го-родах

в сель-ских посе-лениях

детских дошкольных и лечебных учреждений

Детские дош-кольные учрежде-ния и общеобра-зовательные школы (стены здания)

По нормам инсоляции

и освещенности

Приемные пункты вторичного сырья

Пожарные депо

Кладбища традиционного захоронения и крематории

Кладбища для погребения после кремации

* С входами и окнами.

Примечания*: 1. Участки детских дошкольных учреждений, вновь размещаемых больниц не должны примыкать непосредственно к магистральным улицам.

2. После закрытия кладбища традиционного захоронения по истечении 25 лет после последнего захоронения расстояния до жилой застройки могут быть сокращены до 100 м.

В сельских поселениях и сложившихся районах городов, подлежащих реконструкции, расстояние от кладбищ до стен жилых домов, зданий детских и лечебных учреждений допускается уменьшать по согласованию с местными органами санитарного надзора, но принимать не менее 100 м.

3. Приемные пункты вторичного сырья следует изолировать полосой зеленых насаждений и предусматривать к ним подъездные пути для автомобильного транспорта.

4. На земельном участке больницы необходимо предусматривать отдельные въезды в зоны хозяйственную и корпусов: лечебных - для инфекционных и неинфекционных больных (отдельно) и патолого-анатомического.


Содержание

← + Ctrl + →

Планировка детских и подростковых учреждений в городе и сельской местности

Строительство детских и подростковых учреждений в нашей стране осуществляется в соответствии с Ведомственными строительными нормами (ВСН) 49-86 и 50-86 «Детские дошкольные учреждения»; «Общеобразовательные школы и школы-интернаты»; «Профессионально-технические училища, средние специальные и высшие учебные заведения», утвержденными Госстроем СССР по согласованию с Министерством здравоохранения СССР и Министерством просвещения СССР.

Массовое строительство детских и подростковых учреждений осуществляется по типовым проектам, разрабатываемым в соответствии с номенклатурой типов зданий различного назначения, принятой в ВСН.

Важное значение в обеспечении гигиенических условий окружающей среды в детских учреждениях принадлежит предупредительному и текущему санитарному надзору за соблюдением требований к устройству, содержанию и оборудованию в соответствии с


действующими нормативными документами, а также санитарными правилами и инструктивно-методическими материалами.

Размещение детских учреждений в населенном пункте должно отвечать определенным гигиеническим требованиям. Детские учреждения размещают вблизи места жительства обслуживаемых контингентов и на значительном отдалении от шоссейных и железных дорог, предприятий, загрязняющих воздух вредными примесями или производящих значительный шум, вдали от гаражей, пожарных депо. Они должны иметь достаточный по размеру земельный участок.

В условиях города оптимальным вариантом размещения детского учреждения является внутриквартальное, когда по всему периметру участка расположены жилые дома, а транспортные магистрали удалены более чем на 100 м. Допустимо расположение зданий на внутриквартальных проездах. Школы-интернаты следует размещать вблизи парков, лесных массивов. Городские СПТУ размещают, как правило, на селитебных территориях, а в отдельных случаях вблизи базовых предприятий с соблюдением необходимых санитарных разрывов.

При определении потребности в развертывании сети детских учреждений в населенном пункте исходят из возрастной структуры населения.

Сеть детских учреждений планируется из расчета на 1000 населения: 30-40 мест в яслях, 40-50 мест в детских садах, 160 мест в восьмилетних школах и школах-интернатах и около 30 мест в старших классах общеобразовательных школ.

Для сельских населенных пунктов допускается предусматривать охват 50% детей дошкольного возраста яслями-садами круглогодичного пользования и 50% детей яслями-садами сезонного пользования. В новых городах количество мест в детских садах и яслях должно быть больше: в детских садах до 90 мест и в яслях до 70 мест на 1000 населения.

Важным критерием организации сети детских и подростковых учреждений является радиус обслуживания, который должен обеспечивать пешеходную доступность, учитывать возраст детей и климатические особенности района строительства. Радиус обслуживания яслей, детских садов, яслей-садов не должен превышать 0,3 км.


В городе расстояние до школы для учащихся младших классов должно составлять не более 0,5 км, а для старших школьников - не более 1,5 км.

В условиях I климатического района с длительной зимой, частыми туманами и пургой, сильными ветрами резко усложняется посещение детских дошкольных учреждений и школы, особенно для детей младшего школьного возраста. Повышается возможность переохлаждения, обморожений, простудных заболеваний. В суровых условиях севера радиус обслуживания детских учреждений необходимо сокращать, а в особо неблагоприятных условиях детские учреждения должны находиться в непосредственной близости от жилых домов или соединяться с ними теплыми переходами. Расстояние до школ должно быть уменьшено до 0,3 км.

В сельской местности при малой плотности населения расстояние до школы бывает значительно большим. При планировании сети сельских школ необходимо ориентироваться на преимущественно пешеходную доступность. Ежегодное прохождение учащимися до 2-4 км до и после уроков при хорошей погоде оказывает тренирующее и закаливающее действие, повышает физическую подготовленность, работоспособность и способствует снижению простудной заболеваемости среди школьников. Так, для учащихся младших классов радиус пешеходной доступности составляет 0,5-2 км. Сеть школ должна размещаться с учетом охвата учащихся на этом расстоянии.

При расстоянии до школы свыше 3 км необходимо организовывать подвоз учащихся средних и старших классов. Лучшим вариантом является выделение специального транспорта. Время в пути в один конец не должно превышать 30 мин.

Неотъемлемой частью учреждения для детей и подростков является земельный участок. Он предназначен для проведения учебно-воспитательной работы, трудового и физического воспитания, активного отдыха, закаливания и других форм оздоровления. Размеры, планировка и оборудование участка определяются характером учреждения и его вместимостью и регламентируются ВСН (рис. 6).

Рис. 6. Генеральный план участка детского дошкольного учреждения на 50 мест.

Размер земельного участка детского дошкольного учреждения следует принимать из расчета на одно место: в детских яслях-садах до 95 мест - 40 м2, на


На земельном участке дошкольного учреждения более чем на 50 мест должны быть выделены следующие функциональные зоны: .групповые площадки, общая физкультурная площадка, огород-ягодник, хозяйственная площадка и зеленые насаждения.

Зеленые насаждения должны занимать не менее 50% общей площади участка. Деревья и кустарники должны защищать здание и групповые площадки от перегрева. Участки засевают трудно вытаптываемой травой. На участке не допускается посадка деревьев и кустарников с ядовитыми плодами и колючками.

В планировке земельного участка соблюдается принцип групповой изоляции. Количество групповых площадок должно соответствовать числу групп.

Площадь групповых площадок определяется из расчета 7,5 м2 на 1 ребенка для детей раннего возраста и 7,2 м2 - в дошкольных группах.

На каждой групповой площадке устраивают теневой навес площадью не менее 40 м2, имеющий обязательно двустороннее ограждение в средней климатической полосе и трехстороннее - в северных районах для защиты от холодных ветров, дождя, снега, прямого солнца.

Навесы предназначены для прогулки детей в любую погоду. В теплое время года навес используется для проведения занятий, приемов пищи, спокойных игр и труда на воздухе.

Детские площадки должны иметь удобную связь с выходами из помещений групповых. Игровые площадки для детей раннего возраста оборудуются манежем, настилом, столами для кормления. На площадках для детей от 1 года до 3 лет устанавливают скамейки, песочницы, качели, каталки; для групп старшего возраста - спортивные снаряды: турники, гимнастические стенки, горки, лесенки, качели, лабиринты и др.

Групповые площадки для детей дошкольного возраста соединяются кольцевой дорожкой шириной 1,5 м и по периметру участка для езды на велосипедах, лыжах, санках и т. п.

Огород-ягодник организуют для дошкольных групп из расчета 0,5 м2 на 1 место и размещают либо рядом с групповой площадкой, либо централизованно.

Общая физкультурная площадка (150-250 м2 в зависимости от количества мест в детском учреждении) предназначена для круглогодичного проведения программных и дополнительных физкультурных занятий, подвижных игр, спортивных развлечений и праздников. В III и IV климатических районах допускается устраивать открытые плавательные или плескательные бассейны переменной глубиной от 0,4 до 0,8 м, площадью 21 м2.

Оборудование участка детского сада включает физкультурные пособия, игровой материал, оборудование для изучения правил уличного движения, детский садово-огородный инвентарь. Все оборудование должно соответствовать возрасту и росту детей, надежно и устойчиво закреплено. Поверхность оборудования не должна иметь острых выступов и шероховатостей, выступающих болтов. Покрытие конструкций должно быть водостойким и хорошо поддаваться очистке.

Хозяйственная зона изолируется от остальных. Место для нее отводят вблизи пищеблока, постирочной; она имеет самостоятельный въезд.

На хозяйственной площадке выделяется постоянное место с асфальтовым покрытием для мусоросборников на расстоянии не менее 25 м от здания. При необходимости хранения более недельного запаса овощей и фруктов допускается размещать на хозяйственной площадке овощехранилище площадью до 50 м2.

Участок детского учреждения должен иметь ограждение и защитную зеленую зону.

Участок общеобразовательных школ и школ-интернатов служит учебно-воспитательным и оздоровительным целям. Участок должен обеспечивать возможность пребывания детей на свежем воздухе, способствовать интенсивной двигательной активности при проведении утренней зарядки, игр во время перемен, занятий по физкультуре. На участке проводят занятия по биологии, географии, астрономии, физике, сельскохозяйственному труду. Пришкольный участок должен максимально использоваться для активного отдыха и прогулок групп продленного дня, кружковых занятий, спортивных секций, при организации на базе школы летнего пионерского лагеря.

Для учащихся начальных классов во всех климатических районах, кроме холодного, рекомендуется организация «классов на воздухе» для проведения учебных занятий.

Площадь земельного участка принимается от 20 до 53 м2 на 1 учащегося в зависимости от вместимости школьного здания, а в школах-интернатах - от 50 до 71 м2.

Земельные участки школ и школ-интернатов должны быть ограждены по всему периметру на высоту 1,2 м; внутри микрорайона участок может быть окружен живой изгородью.

На земельных участках школ и школ-интернатов выделяют следующие функциональные зоны: учебно-опытную, физкультурно-спортивную, начальной военной подготовки, отдыха и хозяйственную. Озеленение участка должно составлять 40-50% от его площади. Ширина зеленой полосы по границам участка не менее 1,5 м, а со стороны улицы - не менее 6 м.

Учебно-опытная зона составляет примерно 25% от площади участка. В состав ее входят участки овощных и полевых культур, плодового сада, парники, теплицы, зоологическая площадка, метеорологическая и географическая площадки, а также площадка для занятий начальных классов на воздухе (с навесом).

Спортивная зона составляет 40-50% от площади земельного участка и включает площадки для спортивных игр, гимнастики, легкой атлетики, комбинированные площадки для волейбола и баскетбола, площадки для настольного тенниса. Она размещается вдали от здания, за полосой зеленых насаждений. Спортивные площадки располагают по длинной. оси с севера на юг, чтобы солнечные лучи не ослепляли детей во время занятий.

Зона отдыха включает площадки для подвижных игр подготовительных и начальных классов. Они рассчитываются для 1-4-х классов по 100 м2 на каждый класс; для учащихся средних и старших классов - по 25 м2 на каждый класс. Площадки для тихого отдыха надо размещать вдали от шумных зон, вблизи зеленых насаждений и оборудовать навесами.

Хозяйственная зона располагается на границе участка, на достаточном расстоянии от здания, со стороны производственных помещений столовой. Она должна иметь самостоятельный въезд с улицы.

Земельный участок СПТУ в отличие от школьного имеет большое значение и для профессиональной подготовки учащихся. На участке предусматривают специально оборудованные площадки- больших размеров: полигоны, автодромы, трактородромы и т. п.

При наличии общежития на участке выделяется жилая зона. Земельные участки СПТУ, так же как и школьные, имеют спортивную и хозяйственную зону. Мастерские и хозяйственная зона изолируется широкой (не менее 2 м) полосой зеленых насаждений. Учебные полигоны для практических занятий должны располагаться вблизи мастерских.


← + Ctrl + →
Глава 9. Гигиенические требования к планировке, благоустройству детских и подростковых учреждении Гигиенические требования к зданию детских и подростковых учреждений

В общественный центр микрорайона входят учреждения культурно-бытового обслуживания местного значения одного или нескольких микрорайонов, размещенных в пределах территорий, которые ограничены магистральными улицами общегородского значения. Кроме того, в общественном центре микрорайона могут располагаться общественные здания и сооружения районного и городского значения, зеленые насаждения общего пользования, а также площадки для стоянки автомобилей.

При размещении учреждений обслуживания учитывают климатические условия. Например, в условиях жаркого климата необходимо соблюдать условия затенения и проветривания. Для районов с суровым климатом со среднемесячной температурой воздуха наиболее холодного месяца минус 32 °С все жилые дома и предприятия обслуживания соединяют отапливаемыми переходами с естественным освещением. Для зданий выбирают ориентацию с максимальным использованием естественного облучения помещений.

Планировка и озеленение детских садов-яслей. Детские учреждения для детей дошкольного возраста включают в себя сады и ясли. Их проектирование нормирует СНиП 2.08.02-89*, а размещение - СНиП 2.07.01-89*.

С повышением комфортности жилой застройки при обеспеченности 18...21 м 2 и более общей площади на одного жителя микрорайона, нормативы наполняемости групп будут снижаться с 20...25 до 15...20 детей ясельных и дошкольного возраста. Разуплотнение групп и пересчет емкости детских дошкольных учреждений целесообразен при охвате яслями-садами до 95 % детей микрорайона от 1 до 5 лет включительно. На базе детских садов в качестве подготовительной группы целесообразно проводить обучение шестилеток по школьной программе.

Площадь участка принимается не менее 2000 м 2 . На одного ребенка в детском учреждении должно приходиться 35...40 м 2 его территории. При реконструкции допускается уменьшение территории на 20 %. Расстояние границ участка от красных линий не меньше 15 м, а самого здания - 25 м. От жилых домов участок должен быть удален не менее чем на 5...10 м, а от коммунальных предприятий - на 50 м и более. Ограждение участка должно быть высотой 2 м. Основная территория участка отводится под зеленые насаждения с игровыми площадками. Кроме них около здания детских садов-яслей располагается хозяйственный двор, а также пешеходные дорожки и проезды.

Расположение зданий должно обеспечить наибольшую защиту детских игрально-столовых и игровых комнат от уличного шума и пыли. Расстояние от них до соседних зданий должно составлять не менее 2,5h, где h - высота самого высокого сооружения.

Детские игровые площадки располагаются на участке отдельно для каждой группы. Они помогают организовать прогулку детей, проводить закаливание и разного рода игры.

Площадь площадок для детей до 3 лет не менее 150 м 2 , а площадок для детей в возрасте от 3 до 7 лет - 180 м 2 . Для образования тени в жаркую погоду устраивают навесы над каждой площадкой, совмещенные с ветрозащитными стенками и скамейками для тихих игр, чтения. Форма площадок должна позволять воспитателю следить одновременно за всеми детьми. От здания к каждой игровой площадке прокладывают садовые дорожки шириной 1,0...1,5 м. Основной принцип их прокладки - это выбор кратчайших расстояний при условии изоляции каждой площадки. Групповые площадки должны быть оборудованы устройствами для игры с песком, а также для изучения правил уличного движения и подвижных игр. Площадь, занимаемая устройствами разных видов, нормируется в зависимости от возраста детей.

Детские сады-ясли размещают на обособленных участках. Радиус их обслуживания до 300 м.

Количество мест в детских садах устанавливают в зависимости от демографической структуры данного города на основе данных Госкомстата РФ. На первую очередь строительства детскими садами-яслями должно быть охвачено 60 % всех детей дошкольного возраста и 75...80 % - на расчетный срок. Размер территории, отводимой на одно место, определен в зависимости от величины детского учреждения: в детских садах-яслях до 100 мест - 40 м 2 , свыше 100 мест - 35 м 2 , свыше 500 мест - 30 м 2 .

Вокруг всех площадок, связывая их, сооружают дорожку для катания на велосипедах, санках, лыжах. Кроме игровых на участке располагают физкультурную площадку площадью 250 м 2 , рассчитанную на посещение детей от 3 до 7 лет.

В небольших детских садах-яслях рекомендуется сооружать плескательный бассейн площадью 25...30 м 2 с глубиной 0,25...0,5 м. В детских учреждениях более чем на 250 чел. вместо плескательных устраивают открытые бассейны с размерами 3х7x0,8 м и обязательно ванночки глубиной 0,15 м для мытья ног перед плаванием. Такие бассейны являются элементами благоустройства и одновременно служат для занятий спортом. Их располагают вблизи физкультурных площадок. На общих площадках часто устраивают ручейки для пускания корабликов.

Хозяйственный двор располагают между входами в здание со стороны подсобных помещений и границей участка. Таким образом, исключается попадание сюда детей. Хозяйственный двор предназначается для расположения площадки с навесом для двух контейнеров мусоросборников (2,85x2,6 м) и площадки для сушки белья. Рядом размещают площадку для животных и птиц - «живой уголок».

Планировка участков школ. Общеобразовательные школы располагают на обособленных участках. Радиус их обслуживания допускается 500 м. Размер территории определяют исходя из количества классов: для начальных школ - 0,2...0,5 га, для неполных средних - 1,2...1,7, для средних - 2...4, для школ-интернатов - 2...2,5 га.

По существующим нормам площади школьных участков рассчитывают из следующих условий: на одного жителя реконструируемого квартала приходится 0,9...1,2 м 2 , а на одного жителя нового микрорайона - 2,2 м 2 территории. На одного учащегося в строящемся районе должно приходиться 16...17 м 2 , а в реконструированном - 11...15 м 2 пришкольного участка.

Школьный участок располагают с отступом от красной линии не менее чем на 15 м, а здание школы - не менее чем на 25 м. Для обеспечения нормального хода занятий и предотвращения вредных воздействий на учащихся нормами установлены расстояния до промышленных зданий в зависимости от их характеристики. Коммунальные предприятия должны отстоять от границ школьного участка не менее чем на 50 м, жилые дома - не менее чем на 10 м.

Здание школы должно быть правильно ориентировано по сторонам горизонта для обеспечения достаточной инсоляции. Правильной считается такая ориентация, которая позволяет солнечным лучам максимально инсолировать помещения в первой половине дня.

Вокруг здания на расстоянии от его стен не менее 8 м прокладывают проезд шириной 3,5 м. Участок при школе обносят железобетонным забором высотой не менее 1 м, вдоль него высаживают в один-два ряда деревья и живую изгородь кустарника.

Школа дает детям всестороннее образование, воспитывает в них физическую культуру, любовь к природе, интерес к окружающей среде. Для таких занятий необходимо приспособить пришкольный участок, расчленив его на четыре функциональные зоны.

Физкультурно-спортивная зона состоит из набора спортивных комбинированных площадок, обеспечивающих каждому классу 2 ч занятий в неделю, и беговой дорожки. В эту пришкольную зону могут входить следующие плоскостные устройства:

круговая беговая дорожка 250 м с габаритными размерами 118x48 м;

комбинированная площадка с габаритными размерами 24 х 20 м для проведения учебных занятий по баскетболу, волейболу и другим играм младших школьников;

комбинированная площадка с габаритными размерами 52 х 22 м для проведения учебных занятий по гимнастике, баскетболу, волейболу и отдельным элементам легкой атлетики.

При недостаточном размере участка вместо спортивного ядра и площадки применяют комбинированные площадки с круговой беговой площадкой длиной 200 м.

Учебно-опытная зона включает участки для практических занятий по биологии для выращивания полевых и овощных культур, плодовый сад, теплицы с парниками, площадки для занятий по географии и астрономии общей площадью 1690 м 2 .

Зона отдыха включает отдельные площадки для разных возрастных групп (с 1-го по 4-й и с 5-го по 8-й классы), продленного дня и площадки отдыха общей площадью 1200...1950 м 2 .

Хозяйственная зона примыкает к выходу из пищеблока, складских и производственных территорий. Ее назначение - обеспечить подъезд и разворот грузового транспорта, погрузоразгрузочные и хозяйственные работы. Площадка для разворота транспорта должна быть размером не менее 12x12 м. На площади хозяйственной зоны располагают сарай и место для мусоросборников.

Планировка территории участка заключается в размещении площадок и распределении пешеходных потоков между ними. Все площадки должны быть строго распределены по зонам. Площадки для занятий по географии и астрономических наблюдений должны располагаться вдалеке от спортивных и игровых площадок.

Основные пешеходные дорожки, подводящие к входу и спортивной зоне, устраивают шириной 3 м. Между разными зонами дорожки делают шириной 2,25 м. Площадки соединяют между собой дорожками шириной 1,5 м.

Планировка территорий общественных учреждений. В условиях города все большее значение приобретают учреждения культурно-бытового назначения: клубы, библиотеки, предприятия торговли и бытового обслуживания, автозаправочные станции, поликлиники, учебные заведения и т.д. Их место расположения в городе обусловлено потребностями жителей в этих учреждениях. Подходы к ним и участки, прилегающие к этим учреждениям территории, должны быть озеленены и распланированы для удобства посетителей.

Если учреждение не имеет обособленного участка или встроено в здание другого назначения, то следует предусмотреть подходы и площадку отдыха у основного входа.

У здания клуба организуют площадки для посетителей из расчета 0,15 м 2 мощения площадок на 1 место в зрительном зале. Из них организуют три зоны: зону отдыха, зону спорта и детскую зону. При здании клуба следует устроить автомобильную стоянку. Все площадки должны быть связаны прогулочными дорожками. Перед входом могут быть установлены тематические и информационные стенды, декоративные малые формы.

Планировка участка при кинотеатрах должна обеспечить одновременный независимый и удобный подход и выход зрителей между сеансами. Для этого перед кинотеатром создают площадку с покрытием из асфальта или плитки из расчета 0,2 м 2 на 1 место в кинотеатре.

По границе тротуара и проезжей части сажают деревья, устраивают цветник и устанавливают переносные цветочные вазы.

Предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания располагают в торговом центре. Торговый центр может обслуживать один или несколько микрорайонов, не разделенных магистральными улицами общегородского значения. Радиус обслуживания этих предприятий составляет 500 м. Их вместимость регламентируют нормы. Торговую площадь магазинов продовольственных товаров на 1000 человек принимают 70...100 м 2 , магазинов промышленных товаров - 30...180 м 2 . Предприятия общественного питания рассчитывают исходя из 8...40 мест на 1000 жителей. Площадь торговых центров принимают в зависимости от размеров микрорайонов. Для микрорайона с населением до 10 тыс. чел. торговый центр принимают площадью 0,5...0,8 га, до 20 тыс. чел. - 1,0...1,5 га, до 30 тыс. чел. - 1,52 га.

Планировка и озеленение территорий предприятий общественного питания и магазинов предполагает членение участка на две зоны: зону для посетителей и хозяйственную зону для разгрузки товаров и размещения мусоросборников. Эти зоны должны быть изолированы: мусоросборники должны быть расположены на расстоянии не менее 20 м от окон и входов в здание. Зона посетителей включает площадки отдыха, сезонной торговли, летних кафе, отдельно стоящих витрин и т.д. Хозяйственная зона должна быть расположена у торцевой части здания, имеющей выход из подсобных помещений. Над участком разгрузки устраивают навес.

Предприятия бытового обслуживания устраивают из расчета на каждую 1000 жителей по следующим нормам: для комплексных приемных пунктов с мастерскими и парикмахерскими - 2...9 производственных рабочих и приемщиков; для приемных пунктов прачечной - 10...120 кг сухого белья в смену; для предприятий химчистки - 4...11,4 кг обрабатываемых вещей в смену. Для химчистки отводят территорию площадью 0,1...0,2 га на один объект.

Планировка и озеленение предприятий бытового обслуживания организует главным образом распределение пешеходных потоков и площадок отдыха. Им отводится основное место. Предприятия бытового обслуживания должны быть хорошо связаны с входами в жилые дома, остановками общественного транспорта и автостоянкой.

Колледжи, гимназии, профессионально-технические училища располагают на специально отведенных территориях. Их размер зависит от величины учебного заведения и составляет 3...6 га. Профессионально-техническими училищами охватывается 3...5 % городского населения.

Поликлиники на городской территории размещают из расчета одна поликлиника на 10 тыс. чел. Поликлиника может быть встроена в здание другого назначения или располагаться в отдельно стоящем здании.

Аптеки располагаются исходя из условия наилучшей доступности населения. Каждая аптека обслуживает 10 тыс. чел.

Физкультурные и спортивные сооружения проектируют на специально отведенных участках отдельно для разных возрастных групп. Размер участков зависит от численности населения микрорайона из расчета 0,7...0,9 га на 1 тыс. чел.

Отделения связи в городских микрорайонах размещают из расчета одно отделение на 6...6,5 тыс. чел.

Сберегательные банки размещают из расчета обслуживания одной операционной кассой 10...30 тыс. чел.

Жилищно-эксплуатационные службы - ЖЭКи, ДЭЗы, РЭУ и др. могут включать клубные помещения для размещения общественных организаций, опорного пункта милиции и диспетчерского пункта инженерного оборудования микрорайона. Конторы располагают исходя из следующей нормы: одна контора на микрорайон с населением 12 тыс. чел.

Пункты приема вторичного сырья устраивают из расчета один на 20 тыс. чел., причем он должен размещаться на расстоянии не менее 50 м от окон жилых домов и не менее 20 м от границ участков школ, клубов, детских и лечебных учреждений. При этом необходимо устройство защитной полосы зеленых насаждений и подъездных путей для автомобильного транспорта.

Около жилых домов должны располагаться проезды, тротуары и пешеходные дорожки, площадки для тихого отдыха, детские, спортивные и хозяйственные, площадки для мусоросборников. На всех видах площадок должно быть установлено специальное оборудование.